Книга на стол | |||||||||||
|
Cпособ мышления в Западной и Восточной Европе Западный человек толкует о братстве как о великой движущей силе человечества и не догадывается, что негде взять братства, коли его нет в действительности. Отмеченные И. В. Киреевским различия в самом способе мышления в Западной и Восточной Европе не могли не проявиться и в других сферах — в образе жизни и идеалах. Киреевский показывает, например, особенности в отношении русских и немцев к труду: (...русский человек, сосредоточивая все свои силы в работе, в три дня может сделать больше, чем осторожный немец сделает в тридцать; но зато потом уже долго не может он добровольно приняться за дело свое. Вот почему... часто для русского человека самый ограниченный ум немца, размеряя по часам и табличке меру и степень его трудов, может лучше, чем он сам, управлять порядком его занятий) . В сфере семейной жизни у русских, особенно в крестьянских семьях, (закон постоянного, ежеминутного самоотвержения был не геройским исключением, но делом общей и обыкновенной обязанности... Каждый член семьи, при всех своих беспрестанных трудах и постоянной заботе об успешном ходе всего хозяйства, никогда в своих усилиях не имеет в виду своей личной корысти... Мысли о собственной выгоде совершенно отсек он от самого корня своих побуждений. Цельность семьи есть одна общая цель и пружина... И теперь еще можем мы ежедневно видеть, как легко при важных несчастиях жизни, как охотно, скажу даже, как радостно один член семейства всегда готов добровольно пожертвовать собою за другого, когда видит в своей жертве общую пользу своей семье). Конечно, и на Руси семьи бывали разные, но сущность Киреевский подметил верно, справедливость его наблюдений подтверждается многими примерами и из русской жизни, и из отечественной литературы (вспомним, в частности, Платона Каратаева из романа Льва Толстого (Война и мир) или заметки Глеба Успенского о крестьянском быте).
|