Книга на стол | |||||||||||
|
Различие культур Что же дало церковное восточноевропейское возрождение? Прежде всего, оно дало силы грекам, славянам, румынам в течение пятисот лет внутренне противостоять турецкому давлению. Оно дало Руси духовные силы пережить своих поработителей, сбросить иго, воссоединиться и стать величайшей Россией... И каш гуманистический порыв стал всеобщим и продолжает направлять мировое развитие, так и духовные силы православных или некогда православных народов становятся всеобщим достоянием, также направляющим мировое развитие». После захвата Византии и Балкан турками главным оплотом Православия стала вплоть до начала XX века Россия. Дальнейшее развитие исихазма и всего православного учения на русской почве, в особенности деятельность круга выдающихся мыслителей, писателей, живописцев, объединившихся вокруг Сергия Радонежского, привело, как показал А. И. Клибанов в упоминавшейся выше статье, к прорыву отечественной мысли на новые горизонты миропонимания, недоступные прежде и нашим византийским учителям. По сути, возникший на Руси культ Троицы стал важным этапом в развитии православного миропонимания вообще, дал русскому народу идеологию национального единения, необходимую для победы в борьбе за освобождение Руси от ордынского ига, наконец, сделал возможными гениальные художественные прозрения Андрея Рублева. При этом сам исихазм, носивший в Византии, по словам Г. М. Прохорова, индивидуалистический характер, стал на Руси основой соборности. И в дальнейшем своем развитии вплоть до XIX века русская общественная мысль сохраняла свой, так сказать, соборный характер, отвечавший общинному и артельному складу жизни русских, особенно крестьянства и мастеровых людей. Различие культур и миропонимании Западной и Восточной Европы проявилось так резко лишь в середине XV века, в действительности же его корни уходят в глубокую древность, в господствовавшие на протяжении столетий религиозные воззрения и в философию, которая, по словам К. Маркса, и сама «сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. С. 23). Исторически на жизнепонимание европейских народов наибольшее влияние оказало христианство, имеющее, в свою очередь (как и иудаизм и ислам), корни в Ветхом Завете. Христианство наложилось на гораздо более древние языческие и античные воззрения, во многом различные для народов Западной и Восточной Европы. В Ветхом Завете, в первой книге Моисея «Бытие», рассказывается о том, как сотворил Бог небо и землю и все живущее на ней, в том числе и человека, которого поселил в раю, чтобы он возделывал и хранил этот сад Эдемский. Образ жизни Адама и Евы и их отношение к природе были гармоническими, пока первые люди соблюдали поставленное им условие — не вкушать плодов от древа познания добра и зла. Когда же они под обольщающим воздействием сатанинского начала нарушили этот запрет, то были изгнаны из рая. При этом Бог сказал Адаму, что за его непослушание проклята земля: «.. .со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Так в жизнь людей, вкусивших от древа познания (или, выражаясь по-современному, вставших на путь научно-технического прогресса), вошла смерть, труд и отношение к природе приобрели характер борьбы за существование, -а после убийства Каином из зависти брата своего Авеля развитие цивилизации приобретало все более богоборческий характер, так что Богу пришлось смывать ее с лица Земли Всемирным потопом, от которого спасен был лишь благочестивый Ной со своим семейством
|