Книга на стол | |||||||||||
|
Способы закупок Увы, приведенный пример исключением не является: различные нарушения выявляются при проверке большей части госзаказчиков. Однако довольно о грустном. Сколько бы недостатков не выявлялось, позитивные тенденции все равно преобладают, пусть перемены к лучшему и идут довольно медленно. Что касается способов закупок, то преимущественно используются конкурентные методы. Формально (в соответствии с требованиями законодательства) главным способом закупок для государственных нужд являются конкурсы — открытые и закрытые. Важно отметить, что процедуры государственных закупок во многом отличаются от тех, с которыми большинству специалистов по продажам и закупкам доводилось встречаться в коммерческой практике. Даже тем из них, кто имел опыт участия в конкурсах международных организаций, таких, как Всемирный банк, существующая система госзакупок преподносит немало сюрпризов. Да, многие принципы и правила государственных закупок позаимствованы из мировой практики, вот только, к глубокому сожалению, делалось это зачастую с довольно серьезными искажениями или без достаточного учета положений отечественного законодательства. Увы, копирование лишь части эффективного механизма вовсе не означает, что отдельно она будет работать так же успешно. В итоге российское законодательство в области государственных закупок еще далеко от совершенства. Но именно оно определяет формальные процедуры и требования к предложениям участников таких конкурсов. И без знания этих процедур, а также сложившейся практики проведения закупок крайне сложно получить столь желанный контракт (криминальные методы не являются предметом рассмотрения в данной книге). Внедрение конкурсной системы в закупочную практику проходит также на региональном и муниципальном уровнях. Как правило, законодательную основу таких закупок составляют распоряжения губернаторов (и, соответственно, глав местных администраций, например мэров), однако все чаще принимаются соответствующие местные законы. Многие коммерческие и полугосударственные структуры, в том числе и естественные монополисты, такие, как МПС, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром», также производят закупки на основе конкурентных (в первую очередь — конкурсных) процедур. Причем в качестве методической основы часто используются положения, применяемые как в мировой, так и в практике отечественных государственных закупок. Правда, иногда правильность подобного подхода может вызвать некоторые сомнения, ведь при закупках коммерческих структур, в отличие от госзакупок и закупок по проектам МФО, экономическая эффективность гораздо важнее открытости и борьбы с недобросовестностью. В основе системы государственных закупок лежат принципы: прозрачности (доступность информации о закупках); Конкурсные торги подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа. В открытых конкурсах могут участвовать любые правомочные поставщики. Когда предметом конкурса является контракт на поставку технически сложных товаров (работ, услуг), производимых ограниченным числом поставщиков (исполнителей), а также когда речь идет о закупках, связанных с государственной тайной (поставки на нужды обороны и госбезопасности), проводятся закрытые конкурсы. В этом случае в конкурсе могут принять участие только поставщики, получившие приглашение. Двухэтапные конкурсы (открытые или закрытые) организуются в случае закупок сложной продукции, когда заказчику затруднительно четко сформулировать требования к предмету конкурса или необходимо провести переговоры с поставщиками (исполнителями) в целях определения их возможностей решить стоящую задачу. Чаще всего данный способ используется при проведении конкурсов на заключение государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), а также в строительстве. Такой подход позволяет заказчику ознакомиться с возможностями поставщиков и, оценив их (существующие на рынке методики, технологии и т. п.), сформулировать свои требования. При проведении двухэтапного конкурса участники на первом этапе подают свои предложения без указания цены. Изучив предложения, организатор конкурса может внести изменения и дополнения в конкурсную документацию. На втором этапе участники повторно подают свои предложения (с учетом изменений в требованиях организатора конкурса) с указанием цен поставляемых товаров (услуг, работ). Другие способы закупок, такие, как запрос ценовых котировок и закупки у единственного источника, должны применяться либо при небольших объемах закупок (менее 2500 МРОТ), либо в особых случаях по специальному разрешению контролирующего органа — Минэкономразвития Российской Федерации. Однако на практике госзаказчики иногда нарушают этот принцип, проводя такие закупки безо всяких согласований. Иногда закупка искусственно разбивается на мелкие лоты, чтобы избежать проведения конкурса и организовать запрос котировок. Запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков. Каждый участник подобных закупок может предложить только одну ценовую котировку. При этом закупка может проводиться даже в случае, когда после запроса установлено, что лишь один поставщик способен выполнить заказ, — в этом случае проводится закупка у единственного источника. В мировой практике применяется еще несколько процедур закупок, однако они пока не нашли отражения в отечественном законодательстве. Система государственных закупок в Российской Федерации зиждется на трех китах: Гражданском кодексе Российской Федерации;
|