Способы закупок

Увы, приведенный пример исключением не является: различные нарушения выявляются при проверке большей части госзаказчиков. Однако довольно о грустном. Сколько бы недостатков не выявлялось, позитивные тенденции все равно преобладают, пусть перемены к лучшему и идут довольно медленно. Что касается способов закупок, то преимущественно используются конкурентные методы. Формально (в соответствии с требованиями законодательства) главным способом закупок для государственных нужд являются конкурсы — открытые и закрытые. Важно отметить, что процедуры государственных закупок во многом отличаются от тех, с которыми большинству специалистов по продажам и закупкам доводилось встречаться в коммерческой практике. Даже тем из них, кто имел опыт участия в конкурсах международных организаций, таких, как Всемирный банк, существующая система госзакупок преподносит немало сюрпризов. Да, многие принципы и правила государственных закупок позаимствованы из мировой практики, вот только, к глубокому сожалению, делалось это зачастую с довольно серьезными искажениями или без достаточного учета положений отечественного законодательства. Увы, копирование лишь части эффективного механизма вовсе не означает, что отдельно она будет работать так же успешно. В итоге российское законодательство в области государственных закупок еще далеко от совершенства. Но именно оно определяет формальные процедуры и требования к предложениям участников таких конкурсов. И без знания этих процедур, а также сложившейся практики проведения закупок крайне сложно получить столь желанный контракт (криминальные методы не являются предметом рассмотрения в данной книге).

Внедрение конкурсной системы в закупочную практику проходит также на региональном и муниципальном уровнях. Как правило, законодательную основу таких закупок составляют распоряжения губернаторов (и, соответственно, глав местных администраций, например мэров), однако все чаще принимаются соответствующие местные законы. Многие коммерческие и полугосударственные структуры, в том числе и естественные монополисты, такие, как МПС, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром», также производят закупки на основе конкурентных (в первую очередь — конкурсных) процедур. Причем в качестве методической основы часто используются положения, применяемые как в мировой, так и в практике отечественных государственных закупок.

Правда, иногда правильность подобного подхода может вызвать некоторые сомнения, ведь при закупках коммерческих структур, в отличие от госзакупок и закупок по проектам МФО, экономическая эффективность гораздо важнее открытости и борьбы с недобросовестностью.

В основе системы государственных закупок лежат принципы: прозрачности (доступность информации о закупках);
подотчетности (соблюдение установленных правил и процедур закупок, эффективный контроль);
конкуренции (свободная конкуренция, за исключением особых случаев);
справедливости (равные возможности для всех участников);
эффективности (экономия бюджетных средств при достижении требуемого результата). Эти принципы справедливы для государственных закупок во всех странах, правда, иногда они остаются лишь декларациями. Не будем тыкать в них пальцем, но некоторые отечественные госзаказчики проводят конкурсные закупки только для отчетности перед бюджетом, не заботясь об экономическом результате. Иногда встречаются конкурсы, на которых, в силу коррумпированности организаторов, победителем признается предложение, крайне далекое от оптимального по цене и качеству. Как уже упоминалось выше, основным способом государственных закупок являются конкурсные торги — способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки, на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем конкурсных торгов — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации и содержащее наилучшие условия.

Конкурсные торги подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа. В открытых конкурсах могут участвовать любые правомочные поставщики. Когда предметом конкурса является контракт на поставку технически сложных товаров (работ, услуг), производимых ограниченным числом поставщиков (исполнителей), а также когда речь идет о закупках, связанных с государственной тайной (поставки на нужды обороны и госбезопасности), проводятся закрытые конкурсы. В этом случае в конкурсе могут принять участие только поставщики, получившие приглашение.

Двухэтапные конкурсы (открытые или закрытые) организуются в случае закупок сложной продукции, когда заказчику затруднительно четко сформулировать требования к предмету конкурса или необходимо провести переговоры с поставщиками (исполнителями) в целях определения их возможностей решить стоящую задачу. Чаще всего данный способ используется при проведении конкурсов на заключение государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), а также в строительстве. Такой подход позволяет заказчику ознакомиться с возможностями поставщиков и, оценив их (существующие на рынке методики, технологии и т. п.), сформулировать свои требования. При проведении двухэтапного конкурса участники на первом этапе подают свои предложения без указания цены. Изучив предложения, организатор конкурса может внести изменения и дополнения в конкурсную документацию. На втором этапе участники повторно подают свои предложения (с учетом изменений в требованиях организатора конкурса) с указанием цен поставляемых товаров (услуг, работ).

Другие способы закупок, такие, как запрос ценовых котировок и закупки у единственного источника, должны применяться либо при небольших объемах закупок (менее 2500 МРОТ), либо в особых случаях по специальному разрешению контролирующего органа — Минэкономразвития Российской Федерации. Однако на практике госзаказчики иногда нарушают этот принцип, проводя такие закупки безо всяких согласований. Иногда закупка искусственно разбивается на мелкие лоты, чтобы избежать проведения конкурса и организовать запрос котировок. Запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков. Каждый участник подобных закупок может предложить только одну ценовую котировку. При этом закупка может проводиться даже в случае, когда после запроса установлено, что лишь один поставщик способен выполнить заказ, — в этом случае проводится закупка у единственного источника. В мировой практике применяется еще несколько процедур закупок, однако они пока не нашли отражения в отечественном законодательстве. Система государственных закупок в Российской Федерации зиждется на трех китах: Гражданском кодексе Российской Федерации;
Федеральном законе РФ от б мая 1999 года №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»;
Положении об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденном Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Помимо этих основополагающих документов существуют ряд федеральных законов и десятки нормативных актов министерств и ведомств, а региональные закупки регулируются местными законами. К сожалению, даже при подобном изобилии некоторые вопросы проведения закупок до сих пор остаются не отрегулированными, а в отдельных случаях следование букве закона приводит к серьезным противоречиям между юридической корректностью и экономической эффективностью.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...