Книга на стол | |||||||||||
|
Источники информации о государственных закупках Главным источником информации о государственных закупках является официальное издание Минэкономразвития в области госзакупок — бюллетень «Конкурсные торги». Выпускаемый Московским институтом промышленного развития журнал «Конкурс» является федеральным изданием по конкурсам в области НИР и ОКР. Объявления о региональных закупках публикуются в местной прессе. Закупки по проектам международных финансовых организаций и, прежде всего, — Всемирного банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) — область более чем соблазнительная для любого бизнесмена. Ежегодно только Всемирный банк выделяет порядка 20-25 миллиардов долларов на различные проекты по всему миру. Большая часть этих средств расходуется на закупку товаров, оплату консультационных услуг и строительных работ. Для достижения целей проектов с коммерческими структурами заключается порядка 40 тысяч контрактов в год. Причем суммы контрактов варьируются от нескольких тысяч до нескольких десятков миллионов долларов. Масштабы проектов ЕБРР несколько меньшие, но также представляют большой интерес для российских поставщиков. Вне зависимости от страны реализации проекта, способы и правила поведения закупок по проектам международных финансовых организаций остаются неизменными и достаточно четко регламентированными, что выгодно отличает их от отечественной практики государственных закупок. За небольшим исключением, закупки производятся на основе конкурсных процедур, изложенных в соответствующих нормативных и методических документах, например, для Всемирного банка — в руководствах по закупкам: «Руководство. Закупки по займам МБРР и кредитам MAP» и «Руководство. Использование консультантов заемщиками Всемирного банка и Всемирным банком как исполнительным органом». Всемирная торговая организация (ВТО) также выработала комплекс рекомендаций по организации системы государственных закупок. По ряду моментов они отличаются от положений по закупкам в рамках проектов Всемирного банка, но тоже имеют высокий уровень проработанности, открытости и формализованности правил. Как показывает практика, именно недостаточное знание этих процедур и, как следствие, не вполне грамотная подготовка конкурсного предложения являются основной причиной проигрыша многих отечественных поставщиков как в российских тендерах, так и за рубежом. Группа Всемирного банка, которую часто и называют «Всемирный» или «Мировой» банк, состоит из пяти организаций: Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР); MAP (1960 г.) предоставляет долгосрочные беспроцентные займы беднейшим странам. Соответственно в странах, в которых оперирует МБРР, не реализуются проекты MAP, и наоборот. МФК (1956 г.) оказывает финансовую поддержку частному сектору, инвестируя в коммерческие предприятия посредством предоставления займов и приобретения акций. МАГИ (1988 г.) предоставляет иностранным инвесторам гарантии от убытков, возникающих в результате реализации некоммерческих рисков. МЦУИС (1966 г.) занимается арбитражем и рассмотрением спорных вопросов между иностранными инвесторами и инвестируемыми странами. Займы, предоставляемые Всемирным банком, делятся на две группы: бюджетозамещающие (по сути, просто пополняющие госбюджет) и инвестиционные (под конкретные, детально проработанные проекты). Обычно МБРР предоставляет займы на 15-20 лет с льгот периодом 3-5 лет. Для реализации инвестиционных проектов создаются Группы реализации проекта (ГРП). Как правило, их выбирают на конкурсной основе, преимущественно из некоммерческих фондов. На стадии подготовки проекта разрабатывается его концепция, готовятся соглашение о займе, предварительный план закупок и прочие документы. После вступления займа в силу ГРП начинает реализацию проекта и, в частности, отвечает за организацию закупок, а также выступает в качестве заказчика при подписании контрактов. Всемирный банк предоставляет финансирование для контрактов из средств займа, но сам стороной контракта не является. При этом Банк осуществляет контроль за соблюдением процедур закупок.
|