Книга на стол | |||||||||||
|
Уведомление о закупке Уведомление о закупке по правилам ЕБРР должно публиковаться в газете с массовым тиражом (например, «Коммерсант» и «Извести»), а также бюллетене Банка Procurement Opportunities и бюллетене Организации Объединенных Наций Development Business не менее чем за 45 дней до даты окончания приема заявок (90 дней — для сложных строительных работ или оборудования). Ежегодно также публикуется Общее объявление о закупках по проекту, содержащее информацию о планируемых закупках товаров, работ и услуг, предполагаемых сроках закупок и контактном лице. После публикации Общего объявления потенциальному участнику торгов следует направить указанному контактному лицу письмо о заинтересованности в поставках на нужды проекта, пакет рекламно-информационных материалов для повышения шансов на включение в число кандидатов в короткие перечни, а также запросы котировок. При закупках товаров и работ используются процедуры открытых международных и местных (национальных) торгов, двухэтапных торгов, выборочных торгов (по отечественной классификации -закрытых конкурсных торгов), запроса котировок и торгов с одним участником (закупка у единственного источника). Главным источником информации о закупках по проектам международных организаций является издание Development Business («Девелопмент Бизнес»). Публикация объявления в Development Business о закупках в рамках проектов Всемирного банка обязательна, и это правило достаточно четко выполняется. Там же публикуется информация по закупкам других международных организаций, а также некоторым зарубежным госзакупкам. Практически все международные организации имеют свои издания, такие, как Официальный вестник Европейских сообществ — Official Journal of the European Communities, а также интернет-страницы. Обычно там публикуется и информация о закупках. Сам термин «государственные закупки» почти в каждой стране интерпретируется по-своему. В большинстве случаев речь идет о закупках за счет государственного бюджета на обеспечение жизнедеятельности и функционирования органов государственной власти. При этом из понятия «закупки для государственных нужд» исключаются закупки товаров (работ, услуг), приобретаемых с целью их дальнейшей перепродажи. Закупочная практика, существующая в стране, является хорошим индикатором как уровня развития рыночных отношений, так и состояния экономики в целом. Существуют различные модели организации закупочной деятельности. Доминируют две из них — распределенная (децентрализованная) и централизованная. При распределенной каждое подразделение компании (департаменты, министерства и т. д.) проводит необходимые для своих нужд закупки самостоятельно. Для этих целей в их рамках создаются специализированные закупочные отделы (или иные, аналогичные по функциям аналогичные единицы). Централизованная модель предусматривает создание своеобразного закупочного центра, в который стекаются заявки на необходимые закупки от подразделений. Максимальный уровень централизации существует при создании специального ведомства, отвечающего за все госзакупки (или соответствующий закупочный департамент для крупной компании). Плюсы и минусы обеих схем очевидны — распределенная модель весьма гибкая, однако и более затратная. В свою очередь, централизованная модель, обеспечивая низкие цены за счет крупнооптовых закупок, менее мобильна и не всегда может адекватно учитывать все нюансы в заявках на приобретение необходимых товаров и услуг. Обе описанные модели закупок давно используются во всем цивилизованном мире. Так, в США федеральные закупки входят в компетенцию General Services Administration (GSA), а в Великобритании они являются прерогативой Государственного казначейства — Her Majestys Treasury (HM-Treasury). Наиболее эффективным оказывается комбинирование моделей, когда, например, общее руководство закупочной деятельностью (разработка нормативно-правовой базы, планирование, контроль и координация) осуществляет министерство финансов или экономики, в частности и путем формирования бюджета, а конкретные закупки проводятся специализированными закупочными структурами (отделами). Именно такую структуру имеет система государственных закупок в Великобритании, когда помимо главного координирующего ведомства — Казначейства, действуют специализированные «отраслевые» закупочные службы, такие, как National Health Service Supplies — служба закупок для системы национального здравоохранения. Анализ мирового опыта использования различных закупочных процедур показывает, что одной из наиболее эффективных форм организации крупных закупок товаров и услуг является проведение открытых конкурсов (тендеров). Если рассматривать основные мировые тенденции, то можно констатировать постепенную децентрализацию закупок в развитых странах. Следует отметить, что данный опыт приводит к положительным результатам лишь при относительно невысоком уровне коррупции. Например, в некоторых странах, таких, как Иран, система госзакупок, по сути, полностью децентрализована (каждый заказчик закупает самостоятельно и по своим правилам и процедурам), но ее эффективность, увы, оставляет желать лучшего.
|