Мировой опыт организации государственных закупок

Тендеры лежат в основе государственных закупок в подавляющем большинстве развитых стран. Правила закупок, главным методом которых являются конкурсные процедуры, рекомендованы для всех своих членов Организацией Объединенных Наций и Всемирной торговой организацией.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) даже разработала Типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг, являющийся образцом и возможным базисом для законодательства по государственным закупкам. Именно этот документ лег в основу Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд в России, утвержденного Указом-305. Требования по закупкам к странам-членам ВТО зафиксированы в Многостороннем соглашении о государственных закупках в рамках Всемирной торговой организации. Закупочная деятельность стран Европейского сообщества регламентируется соответствующими директивами ЕС.

В зарубежной закупочной практике существует уже устоявшаяся система базовых принципов, которые включают в себя: прозрачность (транспарентность, Transparency) — открытость и доступность информации о закупках;
подотчетность и соблюдение процедур (Accountability and due process) четкое следование закупочным процедурам при государственном и общественном контроле;
открытая и эффективная конкуренция (Open and effective competition) недопущение дискриминации;
справедливость (Fairness) — равные возможности для всех участников закупок. Эти принципы являются основой для законодательства во многих странах и нашли свое закрепление в ряде международных документов, в частности, в уже упоминавшемся выше Многостороннем соглашении о государственных закупках в рамках Всемирной торговой организации. В отличие от отечественной практики, в которой не существует законодательно закрепленного разделения различных категорий закупок, обычно принято подразделять предметы закупок на товары, работы и услуги. По классификации, предложенной ЮНСИТРАЛ, к «товарам» обычно относятся сырье, изделия, оборудование и предметы в твердом, жидком или газообразном состоянии, электрическая энергия, а также услуги, сопутствующие поставкам товаров, если стоимость таких сопутствующих услуг не превышает стоимости самих товаров. Под «работами» подразумевают любую деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, сносом или ремонтом зданий, сооружений или объектов, в том числе подготовку строительной площадки, выемку грунта, возведение, сооружение, монтаж и отделку, а также сопутствующие строительные услуги, такие, как бурение, геодезические работы, аэро- и спутниковая съемка, сейсмические исследования и аналогичные услуги, если их стоимость не превышает стоимости работ. Наконец, к «услугам», методом исключения, относится любой предмет закупок помимо товаров и работ. Обычно законодательное регулирование различных категорий закупок несколько различается, в первую очередь это касается используемых тендерных процедур и способов определения победителей.

Помимо открытых и закрытых одно- и двухэтапных конкурсов, методов запроса котировок и закупки у единственного источника, хорошо знакомых из отечественной практики госзакупок, в некоторых странах используют также методы запроса предложений и конкурентных переговоров. Запросы предложений направляются, по возможности, не менее чем трем поставщикам. Заказчик (закупающая организация) устанавливает критерии для оценки предложений, их относительное значение и порядок применения при оценке предложений. Данные критерии касаются относительной управленческой и технической компетентности поставщика, эффективности представленного им предложения с точки зрения решения поставленной задачи, а также его цены, включая расходы на эксплуатацию, обслуживание и ремонт.

Возможны проведение переговоров по поводу предложений, запрос или разрешение заказчиком пересмотра предложений. При этом переговоры носят конфиденциальный характер, и возможность участвовать в переговорах предоставляется всем поставщикам, которые представили предложения, и предложения которых не были отклонены. После завершения переговоров Заказчик предлагает поставщикам представить к определенной дате их окончательные предложения, из которых и выбирается наилучшее. При процедуре конкурентных переговоров Заказчик проводит переговоры с достаточным числом поставщиков для обеспечения необходимого уровня конкуренции. После завершения переговоров Заказчик просит всех поставщиков представить свои предложения и выбирает из них наилучшее.

Как правило, к этим процедурам прибегают в случаях, когда для Заказчика проблематично составить четкие и исчерпывающие технические спецификации.

Один из фундаментальных законов мировой экономики гласит, что потери национальных потребителей от протекционистской политики всегда выше, чем выгоды национальных производителей. Однако, рассчитывая поддержать собственную промышленность, некоторые страны при госзакупках предоставляют различного рода преференции местным поставщикам и подрядчикам. Стоит отметить, что эта практика постепенно сокращается, во многом благодаря деятельности международных организаций, таких, как ВТО. Но полностью отойдут от нее, по всей видимости, еще не скоро. Обычно размеры преференций национальным поставщикам составляют 5-10%, хотя встречаются и существенные отклонения от этого уровня, например, одно время уровень преференций в Венгрии составлял 20%. В некоторых странах часть государственного заказа резервируется для определенных категорий поставщиков, например для малого бизнеса. Иногда для этих же целей крупные лоты умышленно делят на более мелкие. Помимо специальных ограничений доступа иностранных поставщиков к госзаказам все чаще используются менее явные способы, такие, как таможенные пошлины и нетарифные ограничения (стандарты, сертификаты, лицензии и т.п.), а то и прямой запрет. Так, в Египте участие зарубежных компаний в тендерах (за исключением закупок Министерства обороны) возможно только через местных агентов. А в Омане участникам тендера необходимо иметь местного спонсора или партнера, которые зарегистрированы в Тендерной комиссии и Министерстве торговли и промышленности. В целом система закупок на национальные нужды в Соединенных Штатах Америки децентрализованная, однако закупки непосредственно на государственные нужды (обеспечение деятельности госаппарата и т. п.) очень напоминают, как ни странно, систему Госснаба, существовавшую в советские времена. Первый закон по регулированию федеральной системы государственных закупок был принят в США в 1792 году. Согласно данному документу полномочия в области закупок на государственные нужды были даны министерствам финансов и обороны. В настоящее время проведение закупок для нужд федеральных органов власти в США является прерогативой Управления общих услуг (Genneral Services Administration, УОУ). УОУ на основе заявок министерств и ведомств организует крупнооптовые закупки, используя конкурсные процедуры, в первую очередь — тендеры. Закупленные товары хранятся на складах УОУ и перепродаются заказчикам по оптовой цене, с удержанием небольшого процента, используемого для обеспечения жизнедеятельности УОУ.

Закупки на нужды национальной обороны осуществляет Министерство обороны (Department of Defense) США. Специализированные закупки проводятся также Некоторыми другими ведомствами, такими, как Агентство по исследованию и развитию в области энергетики (Energy Research and Development Agency), Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, HACA) и т. п. Мониторинг федеральных закупок возложен на Управление федеральной закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), а межминистерская координация в области закупочной политики осуществляется Советом по регулированию федеральных закупок (Federal Acquisition Regulatory Council).

Законодательную основу системы государственных закупок в США составляют «Правила закупок для федеральных нужд» (Federal Acquisition Regulations, FAR) и дополнение «Правила закупок для нужд обороны — дополнение» (Defense Federal Acquisition Regulations — Supplement, DFARS). Эти документы регламентируют всю систему федеральных закупок и отличаются весьма детальной проработкой принципов и процедур.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...