Закупки на государственные нужды в Казахстане

Закупки на государственные нужды в Казахстане регулируются рядом документов, и в первую очередь законом Республики Казахстан «О государственных закупках» №321-11 от 16.05.2002 г. При государственных закупках используются процедуры, уже достаточно хорошо знакомые отечественным заказчикам и поставщикам: открытый и закрытый конкурс, двухэтапный конкурс, запрос ценовых предложений и закупки из одного источника. Однако есть и новации — еще один способ закупок: через открытые товарные биржи.

Открытый конкурс является основным методом закупок. Объявление о нем публикуется за месяц (а в ряде случаев за 20 дней) до дня окончания приема заявок. Конкурсная документация должна, помимо прочего, включать не только методику оценки, но и вес каждого из используемых критериев. Есть и еще ряд серьезных отличий.

В целом система организации госзакупок в Казахстане развивается весьма активно, а в самое ближайшее время планируется создание электронной системы государственных закупок.

Современные информационные технологии довольно активно применяются в государственных закупках. В первую очередь речь идет об использовании всемирной информационной сети — Интернет. Уровень «электронизации» системы закупок в разных странах колеблется от публикации приглашений к участию в торгах и конкурсной документации до реализации всего цикла торгов — от подачи предложения до подписания контракта, который становится возможным после принятия законодательства об электронной подписи.

Тема организации системы электронных закупок достойна отдельной книги, однако на сегодняшний день госзакупки в Интернете присутствуют в весьма ограниченном объеме. Поэтому не будем углубляться в теоретические аспекты и рассмотрим основные тенденции на примере наиболее продвинувшихся в этом направлении стран.

Пионером в области электронных закупок являются Соединенные Штаты Америки. 26 октября 1993 года был разослан Меморандум Президента «Рационализация закупочной деятельности на основе электронной коммерции» (Memorandum For The Heads Of Executive Departments And Agencies — The Presidents Management Council «Streamlining Procurement Through Electronic Commerce»), адресованный главам исполнительных органов власти и Президентскому совету. В документе отмечалось, что забюрократизированность системы государственных закупок приводит к неоправданным задержкам, увеличению стоимости и снижению продуктивности. Выходом из сложившейся ситуации является переход к системе электронной коммерции. По мнению Президента, электронный обмен информацией между Правительством и бизнесом должен привести к росту конкуренции, а также привлечению к государственным закупкам малого бизнеса.

В качестве основных целей указывались:

максимальное расширение практики обмена закупочной информацией в электронном виде (такой, как прошения, предложения, контракты, заказы на покупку, счета, платежные поручения и т. п.);
облегчение доступа к закупочному процессу бизнеса, в том числе для малого бизнеса;
предоставление упрощенного доступа к федеральной системе электронных закупок потенциальным поставщикам;
использование национальных и интернациональных форматов представления данных для упрощения электронного обмена информацией;
использование ведомственных и индустриальных стандартов и сетей для обмена информацией между Правительством и потенциальными поставщиками и доступа к федеральным базам данных по закупкам. Для достижения этих целей планировалось поэтапно: разработать техническую и организационную структуру федеральной системы электронной коммерции;
отработать и начать внедрение системы электронной коммерции, обеспечивающей обмен стандартными электронными запросами котировок, заказами на покупку, сообщениями о присуждении контрактов;
внедрить полнофункциональную систем;
федеральной электронной коммерции, включая электронные платежи и документооборот, а также необходимые базы данных.

Как правило, в каждом государстве существует единый информационный центр (информационная система, бюллетень), в котором в обязательном порядке публикуется информация о закупках. Такая система действует, например, в США — уведомление о любой закупке на федеральные нужды на сумму свыше 25 000 долларов должно быть напечатано в «Ежедневной коммерческой газете» (Commerce Business Daily) и опубликовано в информационной системе «Федеральные деловые возможности» (Federal Business Opportunities). В ЕС обязательной является публикация объявлений о тендерах в «Официальном журнале ЕС». При этом в странах Европейского Союза существуют и свои собственные издания. Так, во Франции выходит официальный бюллетень о тендерах и частноправовых сделках (Bulletin Officiel des Annonces des Marches Publiques BO AMP), а в Федеративной Республике Германия — федеральный правительственный вестник Bundesanzeiger. В Китайской Народной Республике объявления публикуются в The China Daily, The China Economic Journal и The China Construction Journal, а также в электронном издании Chinabidding. В ЮАР объявления публикуются в официальном правительственном бюллетене по тендерам (www.treasury.gov.za). Кстати, практически во всех странах информация о закупках публикуется на специализированных сайтах в Интернете. Более того, стратегическим направлением развития системы госзакупок является электронный прокъюремент, и в первую очередь — проведение полного закупочного цикла через Интернет.

Появление глобальных информационных сетей, и в первую очередь — Интернета привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих фирм. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В последние годы эти тенденции становятся все более явными. Согласно исследованию специалистов компании Computer Industry Almanac, к 2005 году число пользователей Интернета в мире увеличится до 945 млн., а в 2007 году достигнет 1 млрд. 460 млн. человек. В России, по данным Минсвязи РФ, в первом квартале 2002 года регулярно использовали Интернет 4,3 млн. россиян (8,8 млн. — по оценке фонда «Общественное мнение»), а уже к 2010 году это число вырастет до 26 млн. По прогнозу компании GartnerGroup, к 2004 году оборот электронной торговли превысит $7 трлн. Подобные прогнозы красноречиво свидетельствуют о том, что компания, недоучитывающая потенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском конкурентов, более способных к адаптации в условиях новых реалий рынка. В то же время непродуманное увлечение новыми технологиями и инновационными проектами также чревато весьма серьезными последствиями. Лучшим доказательством этого тезиса служат появляющиеся еженедельно сообщения о проблемах и даже закрытии интернет-проектов.

Для специалиста в области закупок и продаж Интернет в первую очередь — один из основных источников информации, а в перспективе — среда и инструмент для совершения полного цикла сделки.

Коммерческое использование Интернета | Финансовые операции и Интернет




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...