Госзакупки в Великобритании

Главным координатором госзакупок в Великобритании является Государственное казначейство (Her Majestys Treasury, HM-Treasury). Сами закупки входят в прерогативу отраслевых министерств, причем действуют и специализированные «отраслевые» закупочные службы.

Например, Служба обеспечения национальной системы здравоохранения (National Health Seiyice Supplies) обеспечивает закупки и поставки для медицинских учреждений всех уровней (до уровня сельских больниц включительно) всех видов необходимых товаров и услуг, от медицинского оборудования до бытового газа и электроэнергии.

С одной стороны, это позволяет избежать излишних расходов на содержание специалиста по закупкам в каждом из учреждений, с другой, — сэкономить бюджетные средства за счет проведения конкурсов и оптовых поставок. Кроме того, снимаются серьезные логистические проблемы, так как исчезает необходимость для каждого из поставщиков самостоятельно организовывать доставку заказанных товаров в конечный пункт назначения. Вместо этого товар поставляется на региональный склад, где собираются в единое целое все заказы для конкретного получателя. В последние годы в Великобритании ведется активная работа по приведению закупочной практики различных госзаказчиков к единому базису, а также внедрению закупочных принципов и правил, разработанных Европейским сообществом. Для этих целей создан специальный орган — Office of Government Commerce.

Законодательной основой британских госзакупок служат «Руководства по закупочной политике» (Procurement Policy Guidelines), а также ряд других документов.

Система государственных закупок в Германии базируется на трех основных нормативных документах: Положение о госзаказе на услуги (VOL), части «А» и «Б» в редакции от 12 мая 1997 г.;
Положение о госзаказе на строительные услуги (VOB), части «А» и «Б» в редакции от 3 июля 1996 г. (а также Закон о внесении изменений в Закон о принципах формирования бюджета и Положение о размещении госзаказов в редакции от 22 февраля 1994 г. и Порядок проверки исполнения бюджета в редакции от 22 февраля 1994 г.);
Положение о госзаказе на услуги лиц свободных профессий (VOF) от 12 мая 1997 г. Госзаказы размещаются на основе открытого (преимущественно) или закрытого конкурса, а также, в исключительных случаях, — без объявления конкурса. При этом процедуры несколько отличаются от привычных: например, на вскрытии тендерных предложений участники конкурса не присутствуют. Интересно, что немецкое законодательство запрещает оказывать предпочтение отечественным оферентам.

Рынок государственных закупок в Европейском сообществе (ЕС) составляет порядка 11% ВВП входящих в него стран. 20% приходится на услуги, 45% — на товары, 35% — на работы. ЕС ставит перед собой целью создание единого экономического пространства, регулируемого общими правилами, в том числе и в области государственных закупок. Они регламентируются посредством Директив, определяющих правила и процедуры закупки товаров, работ и услуг, в число которых входят: закупка товаров — The Supplies Directive 93/36/EEC;
закупка услуг — The Services Directive 92/50/EEC;
закупка работ — The Works Directive 93/37/EEC;
соглашение о государственных закупках — Government Procurement Agreement (GPA) и ряд других (97/52/ЕС, 89/665/EEC, 87/95/EEC). Постепенно национальное законодательство стран-членов Союза приводится в соответствие с положениями данных документов. Правила закупок в ЕС во многом схожи с рекомендуемыми международными документами, такими, как типовой закон о государственных закупках ЮНСИТРАЛ, хотя имеются и некоторые важные отличия, которые, в частности, касаются набора применяемых при закупках процедур.

Несмотря на многолетний опыт проведения государственных закупок в Западной Европе, периодически .встречаются различные нарушения. Так, в июле 2002 года Европейская комиссия была вынуждена обратиться в Европейский суд (Court of Justice) в связи с выявлением отступлений от закупочных правил в Греции, Франции, Италии и Великобритании. Среди нарушений — проведение конкурсов без публикации приглашения в официальном издании (Греция), присуждение контракта без проведения конкурса (Греция, Италия), неоправданные ограничения или преференции для определенных категорий участников (Франция), не использование законодательства по госзакупкам полугосударственными предприятиями (Великобритания). Однако вышеуказанные случаи все же являются скорее исключением из общей практики.

Система государственных закупок в Аргентине максимально направлена на защиту интересов национальных поставщиков — регламент проведения тендеров предусматривает 5-10%-ный уровень преференций. Еще одной важной особенностью является высокая стоимость конкурсной документации (от 1000 до 2000 долларов США). При этом любой заинтересованный поставщик имеет право бесплатно предварительно ознакомиться с ней. Объявление о тендере публикуется в официальных СМИ на испанском языке за 30-60 дней до его проведения.

Достаточно активно внедряются принципы государственных закупок, выработанные мировым сообществом, и в практику Восточноевропейских стран, а также государств, возникших на постсоветском пространстве. Обычно организационная структура государственных закупок в этих странах довольно похожа: закупки осуществляют министерства и ведомства, на одно из которых возложены координирующие и контролирующие функции. Законодательную базу составляют закон о госзакупках (как правило, на основе типового проекта ЮНСИТРАЛ) и ряд подзаконных актов, а информация о закупках распространяется через специальное национальное издание. Словацкая Республика одной из первых в Восточной Европе приняла закон о государственных закупках. Вскоре, в рамках работы Правительства республики по подготовке вступления Словакии в Европейское сообщество, была разработана новая редакция данного документа, и с 1 января 2000 года государственные закупки в Словакии регулируются Постановлением №263/1999 Corpus Juris о Государственных Закупках. Данное постановление делает регулирование государственных закупок в Словакии максимально приближенным к принятому в странах ЕС. Что касается координации системы госзакупок, то она возложена на Офис Государственных Закупок.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...