Книга на стол | |||||||||||
|
Госзакупки в Великобритании
Главным координатором госзакупок в Великобритании является Государственное казначейство (Her Majestys Treasury, HM-Treasury). Сами закупки входят в прерогативу отраслевых министерств, причем действуют и специализированные «отраслевые» закупочные службы.
Например, Служба обеспечения национальной системы здравоохранения (National Health Seiyice Supplies) обеспечивает закупки и поставки для медицинских учреждений всех уровней (до уровня сельских больниц включительно) всех видов необходимых товаров и услуг, от медицинского оборудования до бытового газа и электроэнергии.
С одной стороны, это позволяет избежать излишних расходов на содержание специалиста по закупкам в каждом из учреждений, с другой, — сэкономить бюджетные средства за счет проведения конкурсов и оптовых поставок. Кроме того, снимаются серьезные логистические проблемы, так как исчезает необходимость для каждого из поставщиков самостоятельно организовывать доставку заказанных товаров в конечный пункт назначения. Вместо этого товар поставляется на региональный склад, где собираются в единое целое все заказы для конкретного получателя.
В последние годы в Великобритании ведется активная работа по приведению закупочной практики различных госзаказчиков к единому базису, а также внедрению закупочных принципов и правил, разработанных Европейским сообществом. Для этих целей создан специальный орган — Office of Government Commerce.
Законодательной основой британских госзакупок служат «Руководства по закупочной политике» (Procurement Policy Guidelines), а также ряд других документов.
Система государственных закупок в Германии базируется на трех основных нормативных документах:
Положение о госзаказе на услуги (VOL), части «А» и «Б» в редакции от 12 мая 1997 г.;
Рынок государственных закупок в Европейском сообществе (ЕС) составляет порядка 11% ВВП входящих в него стран. 20% приходится на услуги, 45% — на товары, 35% — на работы.
ЕС ставит перед собой целью создание единого экономического пространства, регулируемого общими правилами, в том числе и в области государственных закупок. Они регламентируются посредством Директив, определяющих правила и процедуры закупки товаров, работ и услуг, в число которых входят:
закупка товаров — The Supplies Directive 93/36/EEC;
Несмотря на многолетний опыт проведения государственных закупок в Западной Европе, периодически .встречаются различные нарушения. Так, в июле 2002 года Европейская комиссия была вынуждена обратиться в Европейский суд (Court of Justice) в связи с выявлением отступлений от закупочных правил в Греции, Франции, Италии и Великобритании.
Среди нарушений — проведение конкурсов без публикации приглашения в официальном издании (Греция), присуждение контракта без проведения конкурса (Греция, Италия), неоправданные ограничения или преференции для определенных категорий участников (Франция), не использование законодательства по госзакупкам полугосударственными предприятиями (Великобритания).
Однако вышеуказанные случаи все же являются скорее исключением из общей практики.
Система государственных закупок в Аргентине максимально направлена на защиту интересов национальных поставщиков — регламент проведения тендеров предусматривает 5-10%-ный уровень преференций.
Еще одной важной особенностью является высокая стоимость конкурсной документации (от 1000 до 2000 долларов США). При этом любой заинтересованный поставщик имеет право бесплатно предварительно ознакомиться с ней.
Объявление о тендере публикуется в официальных СМИ на испанском языке за 30-60 дней до его проведения.
Достаточно активно внедряются принципы государственных закупок, выработанные мировым сообществом, и в практику Восточноевропейских стран, а также государств, возникших на постсоветском пространстве.
Обычно организационная структура государственных закупок в этих странах довольно похожа: закупки осуществляют министерства и ведомства, на одно из которых возложены координирующие и контролирующие функции. Законодательную базу составляют закон о госзакупках (как правило, на основе типового проекта ЮНСИТРАЛ) и ряд подзаконных актов, а информация о закупках распространяется через специальное национальное издание.
Словацкая Республика одной из первых в Восточной Европе приняла закон о государственных закупках. Вскоре, в рамках работы Правительства республики по подготовке вступления Словакии в Европейское сообщество, была разработана новая редакция данного документа, и с 1 января 2000 года государственные закупки в Словакии регулируются Постановлением №263/1999 Corpus Juris о Государственных Закупках. Данное постановление делает регулирование государственных закупок в Словакии максимально приближенным к принятому в странах ЕС.
Что касается координации системы госзакупок, то она возложена на Офис Государственных Закупок.
|