Гражданский кодекс РФ(часть 3)

Кроме того, посредническую деятельность тоже можно назвать «производственной» — по производству услуг. Однако госзаказчикам приходится обеспечивать хотя бы формальное выполнение этого требования. 2. «Иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно» — никак не определяет понятие целесообразности. Как следствие, понятие «экономическая нецелесообразность» может толковаться в очень широком диапазоне. Таким образом, участие посредников и иностранных компаний в российских государственных закупках, несмотря на законодательные препоны, все же становится возможным. 3. Не установлены критерии определения победителя (ст. 21). «Лучшие условия» — слишком расплывчатое понятие, допускающее весьма разноплановые толкования, чем нередко пользуются недобросовестные организаторы торгов. 4. Не предусмотрен механизм досудебной защиты прав участников конкурса. Приведенный список не исчерпывает существующие в законе пробелы. Однако, несмотря на все недостатки, до принятия нового закона 97-ФЗ остается главным документом в области организации государственных закупок. Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» По сравнению с Законом 97-ФЗ Положение-305 является более совершенным документом. Во многом оно дословно повторяет положения, содержащиеся в «Типовом законе ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг». В настоящее время Положение-305 используется для регламентирования госзакупок, не попадающих в сферу действия Федерального закона 97-ФЗ. Как уже отмечалось выше, с юридической точки зрения вопрос действия Положения-305 сомнителен, однако на практике оно по-прежнему применяется. Главными проблемами данного документа являются его «переводной вид» — как в части терминологии, так и излишней универсализации, важной для международных торгов, но вовсе не обязательной для государственных закупок, а также несогласованность ряда положений с действующим законодательством, в том числе с Гражданским кодексом.

Практически все органы государственной власти выпустили документы (распоряжения, письма, положения, инструкции, методические материалы и т. п.), имеющие отношение к организации закупок. К числу наиболее важных относятся: Постановление Правительства РФ «О контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения» от 13.10.1999 №1160 устанавливает, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения. Распоряжение Правительства РФ «О функциях Минэкономики РФ и официальном печатном издании» от 04.04.2000 №502-р поручает Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации осуществлять проверку закупочной деятельности государственных заказчиков, разработку соответствующего законодательства, а также определяет официальным печатным изданием в области государственных закупок бюллетень «Конкурсные торги». Постановление Правительства РФ «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд» от 03.09.98 №1022 предписывает формировать конкурсные комиссии преимущественно из числа специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области организации госзакупок, и назначать председателями комиссий только таких специалистов.

Письмо Минэкономики РФ «О методических материалах к Указу Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. №305» от 11.08.97 №4-402 описывает порядок рассмотрения жалоб поставщиков по вопросам нарушения заказчиками установленных правил и процедур проведения государственных закупок. «Методические рекомендации по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), предварительному квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков)», утвержденные Минэкономики РФ приказом №117 от 30 сентября 1997 года, содержат образцы конкурсной документации по предварительному квалификационному отбору при закупке товаров/работ и проведении торгов на закупку товаров/работ. Многие госзаказчики разработали внутренние документы (например, методические материалы), регламентирующие свои закупки. Однако следует отметить, что в случае возникновения противоречий между нормативно-правовыми актами министерств и ведомств с федеральным законодательством преимущество имеет последнее. Более того, документ министерства, не прошедший надлежащей регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, является не более чем мнением или пожеланием.

Помимо упомянутых выше законодательных, нормативных и методических документов, напрямую упоминающих о закупках, есть ряд законов, которые также вполне применяются при проведении госзакупок. В первую очередь речь идет об антимонопольном законодательстве, например, о законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (от 22 марта 1991 года №948-1, в редакции Законов РФ от 24.06.92 №3119-1, от 15.07.92 №3310-1 и Федеральных законов от 25.05.95 №83-Ф3, от 06.05.98 №70-ФЗ). Статья 7 данного закона запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты или совершать действия, создающие дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан. Такими действиями, в частности, являются установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) и попытки «иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров». Запрещается также необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...