Сфера применения законов

Основа существующей системы государственных закупок была заложена утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. №305 «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд» (далее по тексту будем называть его для краткости Указ-305 или Положение-305). Предполагалось, что на смену этому документу придут федеральный закон о государственных закупках и ряд подзаконных актов. Однако принятый 6 мая 1999 г. Федеральный закон Российской Федерации «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» №97-ФЗ (далее по тексту — 97-ФЗ) лишь частично покрывает правовое поле, регулировавшееся ранее Положением-305. Во-первых, действие закона распространяется только на закупки федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств и т. п.), не регулируя закупочную деятельность иных органов федеральной власти (например, Государственной Думы и т. д.), а также региональные и, тем более, муниципальные закупки. Во-вторых, закон предусматривает лишь конкурсные торги, не говоря ни слова об иных способах закупок (запросе котировок, закупках у единственного источника, специализированных торгах).

В итоге сложилась парадоксальная ситуация — в большинстве случаев специалисты по закупкам исходят из того, что параллельно действуют и Положение-305, и Закон 97-ФЗ. Применяются они следующим образом: 1. Закупки на нужды федеральных органов исполнительной власти в части конкурсных торгов регулируются 97-ФЗ, в части прочих методов закупок — Положением-305. 2. Остальные государственные закупки, в том числе закупки на нужды субъектов Российской Федерации, регулируются региональным законодательством и Положением-305. 3. Муниципальные закупки, в соответствии с Конституцией, не попадают под действие федерального и регионального законодательства о государственных закупках и регулируются местным законодательством. Государственные закупки в рамках оборонного заказа, пополнения государственного материального резерва, закупки сельхозпродукции, сырья и продовольствия также регулируются специальными законами, по части процедур практически не отличающимися от 97-ФЗ. При проведении закупок требуется также соблюдение Гражданского кодекса РФ. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК) готовился в период приватизации, когда конкурсной системы государственных закупок еще практически не существовало, в то же время активно продавалась государственная собственность. Поэтому в этом основополагающем законодательном акте нашли отражение лишь принципы и правила организации и проведения конкурса продавца, но не покупателя. Как следствие, требования ряда статей (например, ст. 448 — предоставление продавцу задатка, объявление начальной цены и т. д.) гармонично вписываются в схему проведения торгов по продаже, но достаточно спорны, а иногда и просто экономически абсурдны для торгов по покупке. Таким образом, сложившаяся система государственных конкурсных закупок, по сути, Гражданским кодексом в полной мере не описывается. Благодаря этому с формальных позиций вполне можно пытаться оспаривать некоторые действия организаторов конкурсных торгов, опираясь именно на ГК (другое дело, что целесообразность подобного подхода нередко сомнительна). Например, если в приглашении к участию в конкурсе не будет стоять первоначальная стоимость предмета конкурса или, в крайнем случае, не будет явно указано, что «начальная цена не устанавливается», можно со спокойной совестью идти в суд — ведь ГК требует опубликования «сведений о начальной цене». Конечно, одного такого аргумента будет недостаточно, но по камешку горы складываются. Ряд статей ГК РФ представляет для нас особый, практический интерес. Прежде всего — раздел, посвященный оферте. Исходя из Гражданского кодекса, объявление о проведении торгов является публичной офертой (ст. 437 ГК РФ) к участникам рынка на заключение договора о проведении конкурса. Соответственно, предметом договора о проведении конкурса является право заключения контракта (пункт 5 ст. 448 ГК РФ), а исполнением договора о проведении конкурса будут являться проведение конкурса, выбор победителя и присуждение ему права заключения контракта. Извещение о присуждении контракта или приглашение на переговоры с указанием, что участник выбран победителем, является выполнением договора о проведении конкурса. Представляет интерес положение ГК, по которому при уклонении одной из сторон от заключения договора после его присуждения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 5 ст. 448 ГК РФ). Нарушение императивных правил торгов, установленных законом, дает право заинтересованному лицу подать в суд иск о признании торгов недействительными (ст. 449 ГК РФ).

При этом федеральное законодательство о государственных закупках теоретически допускает отказ заказчика от проведения торгов или отклонение всех заявок (например, пункт 17 Положения-305). Стадия заключения и выполнения государственного контракта также описана в Гражданском кодексе, во второй его части (ст. ст. 525 — 534). Федеральный Закон РФ от 6 мая 1999 года №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» 97-ФЗ, как уже говорилось ранее, является весьма проблемным законом, регулирующим лишь часть проводимых государственных закупок. При этом он содержит большое число двусмысленных, а иногда и явно ошибочных положений. Хуже того — в нем «забыли» ряд очень важных для организации закупок моментов. Рассмотрим основные «узкие места» данного законодательного акта. 1. Сфера действия закона распространяется только на закупки федеральных органов исполнительной власти (ст. 2), при этом предусматриваются закупки лишь в виде конкурсных торгов, без каких-либо альтернатив (ст. 9). 2. Закон носит дискриминационный характер, ограничивая участие в торгах всех субъектов сферы обращения (ст. 5) и иностранных компаний (ст. 6). При этом не ясно, какая продукция считается иностранной, например, является ли компьютер, собранный российской фирмой из импортных комплектующих, продукцией отечественного поставщика, и т. п. Благодаря недосмотру законодателей, допустивших двусмысленные формулировки, эти барьеры все же можно преодолеть. 1. «Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг)» — в этой формулировке ничего не говорится о том, что указанные ресурсы и оборудование должны быть использованы именно для производства продукции, закупаемой в ходе проводимого конкурса. Иными словами, поставщику достаточно просто обладать какими-нибудь производственными мощностями. А они есть у любой компании, вне зависимости от профиля ее деятельности.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...