Кризис

Конец средневековья в Западной Европе ознаменовал­ся глубоким кризисом католицизма. Светское вольномыс­лие эпохи Возрождения характеризовалось верой в без­граничные возможности человека, его воли и разума, от­рицанием католической схоластики и аскетизма. Утверж­дая идеал гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоту и гармонию действительности, обраща­ясь к человеку как к высшему началу бытия, гуманизм отличался и ощущением цельности и стройной законо­мерности мироздания. Но это уже было совсем иное по­нимание мироздания, чем в античности или в средние века. По замечанию академика Н. Н. Моисеева (Комму­нист. 1988. № 2), если в древнем мире господствовали воззрения, объединяющие Землю и небо, человека и кос­мос, то в после возрожденческой идеологии человек, за­нявший место Бога, встал как бы над миром природы, вне него, мог делать с природой, что захочет. Один из виднейших итальянских гуманистов Пико Дела Мирандола в своей «Речи о человеческом достоинстве» обраща­ется к человеку в таких выражениях: «Посреди мира по­ставлен ты затем, чтобы обозревать все, что в нем есть. Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным ты создан с тем, чтобы как свой собственный, свободный и самовластный творец и создатель ты создал себе фор­му, которую ты пожелаешь. Ты можешь выродиться в тупое животное, и ты можешь возвыситься до божествен­ного существа силой всей твоей внутренней воли. О, воз­вышенная благость этого божественного Отца, о, величе­ственная и удивительная миссия человека, которому дано добиться того, чего он пожелает, и быть тем, к чему он стремится. Животные приносят с собой уже из утробы матери все, чем они должны владеть. Небесные небожи­тели были с самого начала тем, чем они становятся на всю вечность. Одному человеку вселил Отец семена все­возможной жизни, семена, которые следует развивать и которые будут расцветать в нем и приносить свои плоды» (Цит. по: Булгаков С. Н. История экономических уче­ний. М., 1911. С. 232—233).

Первые гуманисты отрицали врожденную порочность человека, обусловленную грехопадением Адама, и были убеждены в том, что человек по природе своей добр и лишь внешние обстоятельства мешают ему в полной мере проявить свои способности, развиться в гармоническую личность. Упор на преодоление внешних препятствий, а не на внутреннее совершенствование человека во многом обусловил убийственное падение нравов в среде гумани­стов, моральную распущенность, пришедшую на смену аскетической идеологии средневековья, рост индивидуали­стических настроений. Об этом много раз писал крупней­ший советский философ и культуролог А. Ф. Лосев, по­святивший несколько глав книги «Эстетика Возрождения» обратной стороне возрожденческого титанизма, его отри­цательному значению для последующих веков.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...