Книга на стол | |||||||||||
|
Кризис Конец средневековья в Западной Европе ознаменовался глубоким кризисом католицизма. Светское вольномыслие эпохи Возрождения характеризовалось верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Утверждая идеал гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоту и гармонию действительности, обращаясь к человеку как к высшему началу бытия, гуманизм отличался и ощущением цельности и стройной закономерности мироздания. Но это уже было совсем иное понимание мироздания, чем в античности или в средние века. По замечанию академика Н. Н. Моисеева (Коммунист. 1988. № 2), если в древнем мире господствовали воззрения, объединяющие Землю и небо, человека и космос, то в после возрожденческой идеологии человек, занявший место Бога, встал как бы над миром природы, вне него, мог делать с природой, что захочет. Один из виднейших итальянских гуманистов Пико Дела Мирандола в своей «Речи о человеческом достоинстве» обращается к человеку в таких выражениях: «Посреди мира поставлен ты затем, чтобы обозревать все, что в нем есть. Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным ты создан с тем, чтобы как свой собственный, свободный и самовластный творец и создатель ты создал себе форму, которую ты пожелаешь. Ты можешь выродиться в тупое животное, и ты можешь возвыситься до божественного существа силой всей твоей внутренней воли. О, возвышенная благость этого божественного Отца, о, величественная и удивительная миссия человека, которому дано добиться того, чего он пожелает, и быть тем, к чему он стремится. Животные приносят с собой уже из утробы матери все, чем они должны владеть. Небесные небожители были с самого начала тем, чем они становятся на всю вечность. Одному человеку вселил Отец семена всевозможной жизни, семена, которые следует развивать и которые будут расцветать в нем и приносить свои плоды» (Цит. по: Булгаков С. Н. История экономических учений. М., 1911. С. 232—233). Первые гуманисты отрицали врожденную порочность человека, обусловленную грехопадением Адама, и были убеждены в том, что человек по природе своей добр и лишь внешние обстоятельства мешают ему в полной мере проявить свои способности, развиться в гармоническую личность. Упор на преодоление внешних препятствий, а не на внутреннее совершенствование человека во многом обусловил убийственное падение нравов в среде гуманистов, моральную распущенность, пришедшую на смену аскетической идеологии средневековья, рост индивидуалистических настроений. Об этом много раз писал крупнейший советский философ и культуролог А. Ф. Лосев, посвятивший несколько глав книги «Эстетика Возрождения» обратной стороне возрожденческого титанизма, его отрицательному значению для последующих веков.
|