Книга на стол | |||||||||||
|
Запад и Восток На протяжении почти тысячи лет средневековья развитие культур запада и востока Европы, при всем их взаимодействии, все же шло настолько разными путями, что, в конце концов, вылилось в два существенно различающихся жизнепонимания. Пожалуй, особенно большую роль сыграло здесь то, что в середине XI века различия во взглядах христианских мыслителей и церковных иерархов Востока и Запада, первоначально вроде бы малозначащие (особенно для непосвященных), постепенно накапливаясь, привели к окончательному расколу прежде единой христианской Церкви на православную и католическую. Конечно, в основе раскола лежали догматические расхождения, которые нам, мирским людям, трудно понять вне духовного опыта религиозных подвижников. Ведь религия, в особенности христианство, — это не философия в нашем понимании, а способ жизни. Современные интеллигенты, которые, удобно усевшись в мягкие кресла, с сигаретами в руках после сытного обеда с коньячком ведут споры о правильности или ошибочности той или иной религии, разбирают историю Церкви, видя в ней чреду ересей, соборов и правлений патриархов, как правило, ничего не понимают в предмете своих споров и бесед. С духовной точки зрения, история Церкви — это история подвижничества, попыток наиболее нравственно чистых людей стяжать дар Святого Духа. При таком подходе один отшельник, в глубине пустынной кельи молящийся за мир, может значить неизмеримо больше, чем большой собор иерархов. Но, повторяю, нам, людям, далеким от всего этого, трудно судить о подобных вещах. Нашему пониманию, видимо, более доступны такие, например, особенности раннего западного христианства, как попытка выработки грандиозного идеала Царства Божьего на земле, связанная, прежде всего, с именем Блаженного Августина и приведшая к идее папской теократии (такая
|