Книга на стол | |||||||||||
|
Диалоги 1. Текстовый блок Текстовый блок ... Таким несовершенным государствам Платон противопоставляет совершенное, основанное на принципе справедливости: «Мы еще в начале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен». Население совершенного государства, по Платону, разделяется на три касты. Первая — каста философов! (или праведников, святых), которых «страстно влечет к познанию, приоткрывающему им вечно сущее и не изменяемое возникновением и уничтожением бытие...» и которые поэтому предаются философствованию и занимают государственные должности — «не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо ради государства». Кроме того, они воспитывают себе подобных и ставят их взамен себя, когда придет время умирать. Вторая каста — это стражи, находящиеся под началом философов. Стражи — это, прежде всего, мужественные воины, но они должны и стремиться к мудрости, жить исключительно для блага государства. В их воспитании важнейшая роль отводится искусству — но только такому, которое воспитывает мужество и высокие нравственные качества, прочее же вообще в совершенном государстве не допускается. Чтобы не происходило раздоров в среде стражей, у них не будет никакой собственности, все будет общее, в том числе и женщины, и дети (воспитываемые государством), и пища. Им не разрешается иметь какое-либо вознаграждение за службу, кроме продовольствия, пользоваться золотом и серебром. Стражам дает удовлетворение не материальное благополучие, а чувство исполненного долга, уважение и любовь сограждан, надежда на достойное погребение и посмертное воздаяние. Наконец, третья каста — ремесленники, строго закрепляемые за определенными профессиями, и земледельцы. Их назначение — обеспечивать население государства всем необходимым. Современные исследователи сходятся в том, что система античного социализма, разработанная Платоном, поражает пренебрежением к самым тонким и глубоким чертам человеческой личности, низводит общество на уровень муравейника, однако в ней личные интересы приносятся в жертву ради высокой цели, отрицается эгоизм. Платон учит, что будущность человечества зависит не от того, какая из социальных групп возьмет верх в борьбе за материальные интересы, а от изменения людей и выработки новых человеческих качеств. Платон во всем ставит на первый план интересы целого. По его мнению, наиболее совершенному человеку — философу «свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бытия». В учениях Платона мир создан Богом, Творцом, мировая душа одушевляет собой весь космос, а посредником между миром идеальным и чувственным, лестницей между небом и землей выступает Эрос — животворящая творческая сила, любовь. Таким образом, система объективного идеализма Платона, при всей ее оторванности от реальной жизни, звала своих приверженцев к высокому духовному и этическому идеалу, который заключался не в максимальном удовлетворении потребностей, а в блаженстве справедливости и нравственной чистоты, иными словами — богом подобии. Система настраивала человека и на аскетический подвиг, и на работу для преображения нашего дольнего мира по образу мира Горнего, Небесного. При этом и элементы коммунистического устройства совершенного общества у Платона (отсутствие частной и даже личной собственности, общие жилища и трапезы и т. п.) преследуют цель воспитательную, а не направлены на уравнивание в потреблении материальных благ.
|