Диалоги

1.  Текстовый блок  Текстовый блок ... 
 
В названных диалогах Платона рисуются идеал госу­дарственного устройства и лучшее практически возмож­ное приближение к нему. По мнению мыслителя, все со­временные ему государства порочны, поскольку в них господствуют   разделение,   вражда,   раздор,   своеволие, стремление к обогащению, а это погибельно. «Подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно — государство бедняков, другое — богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Таким несовершенным государствам Платон противо­поставляет совершенное, основанное на принципе спра­ведливости: «Мы еще в начале, когда основывали госу­дарство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен».

Население совершенного государства, по Платону, разделяется на три касты. Первая — каста философов! (или праведников, святых), которых «страстно влечет к познанию, приоткрывающему им вечно сущее и не изменяемое возникновением и уничтожением бытие...» и которые поэтому предаются философствованию и занимают государственные должности — «не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо ради государства». Кроме того, они воспитывают себе подобных и ставят их взамен себя, когда придет время умирать.

Вторая каста — это стражи, находящиеся под нача­лом философов. Стражи — это, прежде всего, мужест­венные воины, но они должны и стремиться к мудрости, жить исключительно для блага государства. В их воспи­тании важнейшая роль отводится искусству — но только такому, которое воспитывает мужество и высокие нравст­венные качества, прочее же вообще в совершенном госу­дарстве не допускается. Чтобы не происходило раздоров в среде стражей, у них не будет никакой собственности, все будет общее, в том числе и женщины, и дети (вос­питываемые государством), и пища. Им не разрешается иметь какое-либо вознаграждение за службу, кроме про­довольствия, пользоваться золотом и серебром. Стражам дает удовлетворение не материальное благополучие, а чувство исполненного долга, уважение и любовь сограж­дан, надежда на достойное погребение и посмертное воз­даяние.

Наконец, третья каста — ремесленники, строго за­крепляемые за определенными профессиями, и земле­дельцы. Их назначение — обеспечивать население госу­дарства всем необходимым.

Современные исследователи сходятся в том, что сис­тема античного социализма, разработанная Платоном, по­ражает пренебрежением к самым тонким и глубоким чертам человеческой личности, низводит общество на уровень муравейника, однако в ней личные интересы приносятся в жертву ради высокой цели, отрицается эго­изм. Платон учит, что будущность человечества зависит не от того, какая из социальных групп возьмет верх в борьбе за материальные интересы, а от изменения людей и выработки новых человеческих качеств.

Платон во всем ставит на первый план интересы целого. По его мнению, наиболее совершенному челове­ку — философу «свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бы­тия». В учениях Платона мир создан Богом, Творцом, мировая душа одушевляет собой весь космос, а посред­ником между миром идеальным и чувственным, лестни­цей между небом и землей выступает Эрос — животво­рящая творческая сила, любовь. Таким образом, система объективного идеализма Платона, при всей ее оторван­ности от реальной жизни, звала своих приверженцев к высокому духовному и этическому идеалу, который заключался не в максимальном удовлетворении потребностей,  а  в  блаженстве  справедливости  и  нравственной чистоты, иными словами — богом подобии. Система настраивала человека и на аскетический подвиг, и на работу для преображения нашего дольнего мира по образу мира Горнего, Небесного. При этом и элементы коммунистического устройства совершенного общества у Платона (отсутствие частной и даже личной собственности, общие жилища и трапезы и т. п.) преследуют цель воспитательную,  а не направлены  на уравнивание в потреблении  материальных  благ.
 




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...