Книга на стол | |||||||||||
|
Основа ценностей Когда человек освободится от нужд житейских, говорил он, тогда только начинает он любому царствовать (между тем как, по убеждению стоической школы, только одна мудрость может освободить человека от нужд и тяжестей житейских). Добродетель, по мнению Аристотеля, не требовала высшей формы бытия, но состояла в отыскании золотой середины между порочными крайностями. Она происходила из двух источников: из отвлеченного вывода разума, который, как отвлеченный, не давал силы духу и не имел побудительности существенной, и из привычки, которая слагалась частью из отвлеченного желания согласить волю с предписаниями разума, частью из случайных внешних обстоятельств. Очевидно, что такой образ мыслей мог произвести очень умных зрителей среди разнообразных явлений человечества, но совершенно ничтожных деятелей. И действительно, философия Аристотеля действовала разрушительно на нравственное достоинство человека. Подкопав все убеждения, лежащие выше рассудочной логики, она уничтожила и все побуждения, могущие поднять человека выше его личных интересов. Нравственный дух упал; все пружины внутренней самобытности ослабели; человек сделался послушным орудием окружающих обстоятельств, рассуждающим, но невольным выводом внешних сил — умной материей, повинующейся силе земных двигателей, выгоды и страха» (Киреевский И. В. Критика и эстетика. С. 306—308). Итак, с двух величайших мыслителей античности началось противостояние коммунистических начал и индивидуализма, космизма мысли и приземленного рационализма. В отличие от Эллады, Древний Рим не выработал каких-либо глубоких философских идей, не внес чего-то исключительно важного в сокровищницу духовно-нравственных ценностей человечества. Его философия находилась под сильным влиянием древнегреческой, но отличалась от нее большим уклоном в сторону индивидуализма и прагматизма. Зато Рим породил идею всемирной империи и не превзойденную никем до сих пор систему формального права с ее девизом «Пусть погибнет мир, но будет соблюден закон». Эти элементы древнеримской образованности восприняли и те государства, какие образовались на территории Западной Римской империи после завоевания ее варварами, что во многом предопределило особенности духовной жизни современных западноевропейских народов. С таким различным мировоззренческим багажом, на-ложившимся на во многом разные языческие корни и психологические склады германских народов, завоевавших Западную Римскую империю, и славянских племен, обосновавшихся на востоке Европы, эти две части континента вступили в средние века.
|