Книга на стол | |||||||||||
|
Цель общества Я намеренно привел столь пространное изложение отдельных сторон системы одного из столпов французского утопического социализма, ибо, на мой взгляд, оно очень важно для понимания социалистических концепций вообще. Из этого описания видно, что Фурье был одержим идеей завлечь человечество в земной рай, считал ученых и всех тех, кто неспособен понять его прожекты, кретинами, сам же мыслил схемами и аналогиями, справедливость применения которых к решению социальных проблем даже и не пытался обосновать. Возлагая надежды на человеческую природу, он свел ее к страстям, совершенно откинув те высшие ее начала, которые не дают им разыграться. Целью человека и общества объявляется счастье, понимаемое как высокий уровень материальной обеспеченности и комфорта и возможность жить в свое удовольствие. Идеология покорительства, органически присущая западной цивилизации, достигает в концепции Фурье, кажется, своего крайнего выражения, здесь он превосходит корифеев научной фантастики в описании возможностей изменения мира в интересах материального благосостояния и комфорта человека. И во всем — соединение наивных оснований, уверенности в возможности предписать людям идеальную схему их бытия с подробнейшей разработкой частностей и подсчетом выгод, какие сулит им ассоциация. Во взаимоотношениях полов делается упор на самую низменную, физиологическую их сторону, и на основе этой «безнравственной нравственности» предполагается воспитать общество из одних лишь гениев. В основу всего кладется производство материальных благ, но и его противоречия намечается разрешить сменой видов производительного труда. Насилие над людьми вроде бы исключается, но в осуществлении единообразия во всемирном государстве Фурье заходит дальше масонских идей о мировом правительстве — вплоть до создания искусственного языка и предустановления средней продолжительности жизни и среднего роста человека. Трудно сказать, с убеждением или лукавством, но система основывается на признании Бога-Творца, Которому человек должен стать соработником в изменении мира, и в то же время в ней отрицается необходимость для людей хоть в чем-то стать достойными Бога, хоть как-то стремиться к соединению с Ним. Если, скажем, христианство (возьму его православную ветвь, нам ближе знакомую) исходит из того, что «естественный» человек — падшее (под влиянием сатанинских сил) существо, которое призвано неустанным трудом духовного самоусовершенствования восстановить свое богоподобие, то Фурье считает именно это естественное состояние людей нормой, отвечающей Божественному замыслу, иначе говоря, как бы обожествляет продукт сатанинского воздействия. Иными словами, именно в концепции Фурье, пожалуй, как нигде более, проявились те черты западноевропейской цивилизации, которые отметил И. Р. Шафаревич в статье «Две дороги — к одному обрыву»: утопизм, пренебрежение законами органического развития, уверенность в возможности и необходимости преобразовать мир на основе предначертаний разума и с помощью техники — техноцентристское, а не космоцент-ристское (как, например, прежнее православное русское крестьянское) жизнепонимание.
|