Книга на стол | |||||||||||
|
Диалектика Но самое главное заключается в том, что русские мыслители не ограничились критикой немецкой классической философии, ее систем и методов, как и вообще западноевропейской философской традиции, а выработали и подлинную альтернативу ей, положительную концепцию, опиравшуюся на достижения их предшественников — теоретиков Византии и Древней Руси. Примечательно, что одним из первых превосходство жизнепонимания, утвердившегося в средние века в восточноевропейской культурной области, над западной философией почувствовал Н. В. Гоголь. Во время своего пребывания в Оптиной пустыни (монастырь, расположенный в двух верстах от уездного центра Калужской губернии города Козельска) он нашел, наконец, прототип для положительного героя второго тома «Мертвых душ» в лице старца Макария, ставшего для писателя образцом самоотвержения и служения людям. Здесь же, читая труды византийских подвижников, Гоголь написал, что правильное жизнепонимание надо искать не в немецкой метафизике, а в духовном наследии святых отцов Православной Церкви. Русскому советскому философу Л. Г. Антипенко, продолжившему исследования покойного грузинского философа Ш. И. Нуцубидзе, удалось выявить, что наряду с той ветвью диалектики, которая достигла наивысшего развития в идеалистической форме у Гегеля и была материалистически переработана Марксом, существовала и другая, в наше время почти никому не известная, берущая свое начало в трудах Дионисия Ареопагита и получившая дальнейшее развитие у Н. Кузанского (1401 —1464), М. Фичино (1433—1499), Пико делла Мирандола (1463—1494), Дж. Бруно (1548—1600), затем у Вл. Соловьева, П. Флоренского, Тейяр де Шардена и других философов более близкого к нам времени. Диалектика же Гегеля имеет своим источником воззрения неоплатоников Плотина (ок. 204—270) и Прокла (ок. 410—485).
|