Два начала


Если Фурье и Сен-Симон оставались в основном про-г жектерами социализма, то Р. Оуэн всю свою жизнь посвятил попыткам воплотить на практике принципы нового строя. Поскольку Оуэн не принадлежит к классикам французского утопического социализма, приведу лишь несколько положений его концепции, которые представляются мне наиболее существенными с точки зрения предмета моего исследования (более подробно с ней можно ознакомиться, например, по книге В. Г. Подмаркова
Оуэн считал, что человеческим родом управляют два начала — добро и зло. При этом зло есть лишь следствие дурных условий, создаваемых и поддерживаемых неопытным и невежественным человеком (ибо в основе своей мир устроен разумно, а отказ от разума и есть зло). Современный общественный строй с самого начала основывался на невежестве и до сих пор поддерживается невежеством. Три главных причины зла в мире — религия (Оуэн был убежденным атеистом), частная собственность и семья.
Идеи Оуэна в области экономики явились как бы вызовом господствовавшей в Англии теории Адама Смита. Оуэн взывал к совести людей, которую политико экономы попросту не принимали во внимание.
Прлитико экономы превозносили частные интересы, полагая, что из совокупности последних и складывается стихийно общая воля. Оуэн возражал на это, что из простого сложения элементов зла добро получиться не может. Сумма индивидуальных воль порождает систему «порочного общества», которая будет обладать стихийной целостностью, но не гармоническим единством. Политико экономы превозносили блага, которые принесло разделение труда, Оуэн доказывал, что оно порождает бедность. Он смотрел в самый корень проблемы: «Приобретение богатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого, богатства породили любовь к вредной в сущности роскоши среди обширных групп людей, никогда ранее о ней не думавших, и вместе с тем создали наклонность приносить в жертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы». Объективной причиной распространения индивидуализма Оуэн считал развертывание товарно-денежных отношений, основанных на конкуренции, а точнее — главное зло — частную собственность. Он не находил машинную цивилизацию необходимой и даже высказывал страх перед угрозой техницизма. К теориям Фурье Оуэн относился равнодушно и был убежден в том, что только делом и примером можно переустроить жизнь людей. Его принципами были правда, честность и скромность. «Человеку нужно для своего счастья иметь уверенность, что он никогда не будет нуждаться в предметах, необходимых для его существования, и в разумных удобствах». Он призывал людей к служению ближним: «...эгоистические или индивидуалистические стремления нашего животного существа должны быть так направлены, чтобы человек извлекал свое основное вознаграждение из самого содействия радостям и счастью других». Хорошим он считал то общество, где культивируют знание, милосердие, доброту, любовь и правдивость. Только там может существовать разумная общественная система.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...