С.Н. Булгаков

Но особенно обстоятельной критике подверг второй источник — английскую политическую экономию — С. Н. Булгаков, посвятивший этому несколько работ, в том числе и книгу «История экономических учений». Приведу несколько его суждений на этот предмет из доклада «Народное хозяйство и религиозная личность», прочитанного в марте 1909 года в Московском религиозно-философском обществе.
Одной из самых сильных сторон произведений Булгакова по справедливости считается исторический подход. И названный доклад он начал со следующего напоминания, своего рода исторической справки:
«Политическая экономия в настоящее время принадлежит к наукам, не помнящим своего духовного родства. Ее начало затеривается в зыбучих песках философии просветительства XVIII века. У ее колыбели стоят, с одной стороны, представители естественно-правовых учений с их верой в неповрежденность человеческой природы и предустановленную гармонию, а с другой — проповедники утилитаризма — И. Бентам и его ученики, исходящие из представления об обществе как о совокупности разрозненных атомов, взаимно отталкивающихся представителей различных интересов. Общество здесь рассматривается как механизм взаимодействия этих интересов, социальная философия превращается в «политическую арифметику», о создании которой мечтал Бентам. Политическая экономия усвоила от него абстрактное,. одностороннее, упрощенное представление о человеке, которое и до сих пор в значительной степени царит в ней (это справедливо и по сей день. — М. А.). Таким образом сложилась, между прочим, предпосылка классической политической экономии об «экономическом человеке», который не ест, не спит, а все считает интересы, стремясь к наибольшей выгоде с наименьшими издержками: это — счетная линейка, с математической точностью реагирующая на внешний механизм распределения и производства, который управляется своими собственными железными законами».
Булгаков тонко подметил, что современные ему (и нам) политико-экономы не только не обогатили представления классиков, но и отбросили то, чему их учили:
«Уже А. Смит в основу своего исследования положил условно методологическое различение альтруистических и эгоистических инстинктов человека, причем влияние одних он исследовал в «Теории нравственных чувств», по ведомству морали, влияние же других — в «Богатстве народов», по ведомству политической экономии. Последняя и начала, таким образом, с дробной величины вместо целого. Но в дальнейшем условно методологический характер и этого различения был позабыт продолжателями Смита.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...