Демократия Запада

Наши соотечественники подчас неплохо разбирались и в формах организации политической жизни в странах Запада. В то время, когда многие в Европе с замиранием сердца и радостью следили за развитием демократии в Соединенных Штатах, Пушкин в статье «Джон Теннер» прозорливо отметил ее глубинную фальшь и порочность: «Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С удивлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую — подавлено неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (сотгогО; большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров (дальше в статье показано: и индейцев. — М. А.) посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами
И В. Г. Белинский, и А. И. Герцен, и М. Е. Салтыков-Щедрин, и Ф. М. Достоевский убеждались лично, что социальная и политическая жизнь Запада вблизи выглядит гораздо менее симпатично, чем это представлялось в книгах его апологетов. Подобных высказываний деятелей отечественной культуры о социализме и о западной, демократии можно привести великое множество.
Выше уже приводилась критика Вл. Соловьевым капитализма и социализма как двух разновидностей плутократии.
Не обошел вниманием третий источник марксизма — утопический социализм — и С. Н. Булгаков. И к этому предмету он подошел с присущей ему основательностью, исторически. Не Ограничившись критикой социализма утопического, он подверг разбору и концепцию социалистического переустройства общества, выработанную Марксом и Энгельсом. Булгаков хорошо знал, что идея социализма и коммунизма имеет глубокие корни в истории. Многие авторы считали социалистической и даже коммунистической первохристианскую общину в Иерусалиме, члены которой жили, как бы имея одно сердце. Те из них, кто владел большим имуществом, продавали его и приносили деньги апостолам, которые раздавали их неимущим в зависимости от того, кто в чем имел нужду. Конечно, если это можно назвать коммунизмом, то только потребительским, который мог существовать лишь до тех пор, пока было что продавать. Булгаков не поддается соблазну и ставит вопрос: Да, первохристиане тоже были бедны, но было ли их движение «пролетарским»? Ответ его совершенно однозначен: Нет, и в этом — вся духовная пропасть, отделяющая его от социалистического. Движение первохристиан было не классово-экономическим, а общенародным (в общину входили и богатые, и бедные) и религиозным, социальные же их отношения являлись производным моментом. А социалистическое движение с самого начала ставило во главу угла отношения социально-экономические. Первохристиане жили в атмосфере чуда, вступление "каждого из них в Церковь было актом интимным и индивидуальным, в христианстве родилась новая индивидуальность, новая сила истории. Живое христианство состоит из осознавших себя, свою силу и нравственную свободу индивидуальностей, поэтому оно не может быть массовым, то есть обезличенным. Но это и не было движением индивидуалистов: христианство родилось не как религия отдельной личности, мудреца, а как Церковь, образование внеклассовое. Социализм же сводит все к классу и потому обезличивает людей. Он не идет в религиозную глубину души, а ограничивается внешними социальными отношениями (свергнем капитализм, построим новое общество, а оно вырастит нравственного человека), усиливая тем самым вражду между людьми. Христианство переродило античное рабство изнутри: Церковь объединяла богатых и бедных при полном их религиозном равенстве (более того, раб мог стать и священником, и епископом, а богатый гражданин империи оставался простым прихожанином). Античное общество презирало производительный труд, а христианство его благословило и тем самым сделало возможным становление новейшего народного хозяйства




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...