Г.И.Успенский

И он вспоминает то место из «Поучения» Владимира Мономаха, где говорится о недопустимости смертной казни: «Стоит только это' поистине чудное впечатление, производимое словами Мономаха и вынесенное нам, теперешним людям, из мрака времен, приложить, например, хотя бы к современной, бесчеловечной и кровопролитной борьбе европейского рабочего с неумолимым палачом-капиталом, борьбе кровавой, ожесточенной, — и из-за чего? — из-за куска насущного хлеба; стоит только наше, в глубине столетий притаившееся сокровище применить к теперешнему европейскому злодейству; стоит только, не касаясь мыслию действительности, прямо перенестись мечтою в будущее, — и мы увидим, что это будущее не может быть не обновляющим для всего человечества, так как начало нашего душевного склада, — как о том свидетельствует завещание Владимира Мономаха, — совершенно не то, которое привело европейский мир к теперешнему живорезному моменту».
Один из персонажей очерков Глеба Успенского так характеризует идеал французских анархистов (говоривших: «разрушить всё, а потом видно будет») — ассоциацию всесторонне развитых производителей: «В самом деле, что могут они объявить и обещать обществу?.. Ничего. Ассоциацию трудящихся классов, сапожников с сапожниками, башмачников с башмачниками — какая казарма и какая скука и результат — две копейки барыша против нынешних цен. И они знают, что это — казарма и скука, знают, что и существующее несправедливо, и вот ищут только разрушать... Вероятно, после морей крови и страданий они придут путем огромных усилий знания и воли к тому, что ассоциация-то должна быть в одном человеке, что в нем одном должны сосредоточиваться, если так можно выразиться, все знания, все науки, все ремесла, а союз таких всесторонне развитых людей будет община, общество. То есть придут к типу нашего мужика, который все сам, на все руки, все может, ни в ком не нуждается и, сосредоточивая в одном себе возможность всестороннейшего развития врожденных в нем физических и нравственных сил, представляет тип «полного человека», а не башмачника, сапожника, телеграфиста...»
Г. И. Успенский видел идеал в общине крестьян, но духовно просвещенных и  цивилизованных. Напомню: "А. Н. Энгельгардт также призывал создавать деревни интеллигентных крестьян.
Г. И. Успенский разделял убеждения многих русских мыслителей и ученых XIX века, убежденных в том, что России не следует повторять путь развития стран Западной Европы, где уже обнажились язвы капитализма. В частности, не следует ей стремиться к концентрации промышленности в городах. Надо найти такой тип научно-технического прогресса, чтобы машина пришла в дом к крестьянину. О такой машине мечтает герой одного из очерков писателя: «Вот это и есть изо-бре-те-ние настоящее для облегчения человека, но не капитала!.. &то изобретение божеское, и такую науку нам давай! Давай нам косу, борону, давай нам швейную машину, пресс, — все давай, чтобы человек жил дома, жал полным порядком, а в машину его не преображай! Тогда нам не нужна твоя машина, ежели она душу человеческую уедает!»




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...