Книга на стол | |||||||||||
|
Истинный прогресс Истинный прогресс, — считал Фурье, — не в том, чтобы отнять все у богатых и отдать бедным, а в том, чтобы с помощью режима согласованной индустриализации создать массу продуктов, достаточную для удовлетворения нужд как богатых, так и бедных. Он ставил себе в заслугу то, что, в отличие от философов всех времен, не боролся против властей. Неожиданным для него было и обвинение в безбожии со стороны папы римского, осудившего его теорию. Ведь Фурье критиковал философский материализм, видя в нем заблуждение разума, упрощенчество, учение, исключающее надежды на Божественное Провидение, чьим провозвестником он, Фурье, объявил себя, создателя теории всеобщего притяжения, всемирной гармонии. В своей философии Фурье положительно решал проблему Бога, считая ее центральным стержнем понятий собственной системы. Бог для него — это сила, которая приводит все в движение; от Бога зависит бытие существующей материи; не только судьба человека пред» начертана Богом, им установлены законы движения небесных и земных тел. Фурье наделяет Бога свойствами, которые может иметь только бессмертное Божество. «Бог сделал хорошим все то, что Он сделал». Но религиозность Фурье далека от традиционной (если выразиться как можно мягче): он не требует аскетизма, воздержания и смирения, а предлагает свободно проявлять все страсти. «Наслаждение — вот единственное орудие, которым пользуется Бог, чтобы править нами и заставлять нас выполнять Его волю; влечение, а не принуждение властвует во Вселенной, и потому чувственные утехи занимают почетное место в расчетах Бога». Неудивительно, что монахи для Фурье — паразиты, и вообще при строе цивилизации «в основе религии лежат легенды, которые были необходимы только вождям, чтобы ввести, человечество в заблуждение и увести от воспоминаний о счастливом первобытном обществе, где господствовали страсти». Это сделали корыстолюбцы, а не Бог: «Разве Бог не был бы достоин порицания из-за того, что привел нас... к созданию общества, отвратительного по своим порокам, каков строй цивилизации?» Фурье говорил, что религия пугает детей адом. Человек и Бог в истории должны действовать совместно, человек должен быть «сотворцом Бога», а не слепым исполнителем Его воли. Упоминает он и Христа, чтобы привлечь к своим идеям верующих, то есть приспосабливает христианство к своим нуждам, ибо «цель оправдывает средства». В то же время он жалеет Сен-Симона, создавшего новую религию для преобразованного человечества — новое христианство, и называет его «благородный мечтатель». А Роберта Оуэна критикует за грубый атеизм и считает, что он со своими коммунами (без принципа ассоциации), стремлением к равенству, свободой любви — увлекал движение на ложный путь. Да и мог ли он не критиковать кого угодно, если с почти демонической гордостью написал о себе: «Лишь я один измерил глубину обширных планов Творца, я один его ученик-истолкователь, я один освободил человечество: есть ли герой, есть ли пророк, более меня достойный бессмертия?»
|