Заповеди Маномаха


Что же касается дел собственно княжеских, то Мономах заповедует:
«В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте... чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод... Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим... Напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем, ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым».
А далее следуют слова, которые, кажется, не грех было бы каждому из нас всегда иметь перед своим взором: «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
Дает Мономах советы сыновьям и по установлению правильных, с его точки зрения, отношений внутри семьи: «Жену свою любите, но не давайте им власть над собой».
Будучи образованным человеком, Мономах высоко ценит знание, но вместе с тем и умение. Рассказав детям о десятках своих воинских походов и об охотничьих подвигах, о пережитых опасностях (ему приходилось единоборствовать с турами, лосями, кабанами, медведями), Мономах явно радуется тому, что он создан «на всякие дела человеческие годным».
Мономах считал главным условием успеха духовного совершенствования правильное (по его представлениям) понимание смысла жизни. Не в приобретении вещного богатства, не в том, чтобы захватить лишний клочок земли, еще один город, — заключаются высшие жизненные ценности: «Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей...»
Как все древнерусские люди, Мономах был человек верующий, поэтому он вкладывает в понятие души религиозное содержание. Но и людям нашего времени понятна его мысль о том, что богатство и чистота души — вот истинные ценности, которые гораздо выше вещного богатства.
Сила поучений Мономаха заключалась еще и в том, что у него слово не расходилось с делом. Мономах — в соответствии со своим этическим идеалом — простил князя Олега Святославича — убийцу своего сына. О письме Мономаха Олегу Д. С. Лихачев сказал, что ничего подобного нет больше в мировой литературе, что оно «должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана» Нашей эпохе присущ во многом спортивный дух, для нас очень важно первенство, наше «Я», важно, кто первым пробежал дистанцию, сделал открытие, опубликовал новый результат. Древние же русские люди считали гордыню, «ячество» одним из самых больших грехов, а величайшим достоинством — смирение, крайней степенью которого было умение посмотреть на себя как на самого последнего из людей. И Мономах, могущественнейший государь Европы того времени, пишет о себе: «Я же — человек, грешнее всех людей». Его нравственный идеал — кто хочет быть первым, будь всем слугой.
Мне могут возразить, что-де легко было Мономаху говорить о нравственности в политике: сын русского князя и византийской царевны,, он уже по рождению был князь, благородный человек и получил соответствующее воспитание с детства. Все это так, но не будем забывать, что князей — современников Мономаха — было на Руси немало", а этическим началом в политике отличался лишь он один, другие же были к этой стороне дела гораздо более равнодушны, а некоторые запятнали себя ужасными преступлениями (вспомним хотя бы летописный рассказ об ослеплении князя Василька Теребовльского или свирепые набеги неизменного противника Мономаха, князя Олега Святославича, которого автор «Слова о полку Игореве» за беды, причиненные Русской земле, назвал Гориславичем). Да ведь и на совести самого Мономаха было немало злых дел, которые он совершил в юности, когда еще был «под рукой» своего отца: брал штурмом города тех русских князей, с которыми воевал, привлекал в союзники половцев во время таких княжеских междоусобиц. Так что дело здесь не в одном воспитании, айв том, к чему умный, наблюдательный и верующий человек пришел на склоне лет. Впрочем, роль воспитания в формировании нравственного облика политика первостепенна. Меня в этом, в частности, убедила беседа двух моих знакомых, ученого и журналиста, при которой довелось присутствовать. Научный работник спросил:

 

 




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...