Производитель и потребитель

Второе, отрицательное отношение к природе должно быть признано относительно нормальным в смысле временного или переходного; ибо ясно, что для сообщения природе должного вида необходимо прежде отнестись к ней отрицательно в ее нынешнем, недолжном виде. Но, безусловно нормальным и окончательным следует, разумеется, признать только третье, положительное отношение, в котором человек пользуется своим превосходством над природой не для своего только, но и для ее собственного возвышения. Легко заметить, что троякое отношение человека к земной природе вне его есть только расширенное повторение такого же отношения его к собственной материальной природе. И здесь мы необходимо различаем отношение ненормальное (страдательное), нормальное (положительно-деятельное) и переходное от первого ко второму (отрицательно-деятельное): плотской человек подчиняется и отдается своей материальной жизни в ее недолжном извращенном виде; аскет борется с плотью, чтобы подавить ее; совершенный праведник, пройдя через такую борьбу, достигнет не уничтожения своей телесности, а ее преображения, воскресения и вознесения. Как в личной жизни аскетизм или подавление плоти, так точно в общей жизни человечества борьба с внешнею, земною природой и покорение ее есть только необходимый переход, а не окончательная норма деятельности: нормальная деятельность здесь есть культивирование земли, ухаживание за нею, в виду ее будущего обновления и возрождения».
Итак, человек — не только работник, производитель и потребитель материальных благ, но он еще и соучастник процесса мировой эволюции, социальное и нравственное существо, у которого есть свое призвание в этом мире, есть долг перед прошлым, настоящим и будущим, перед памятью предков и потомками. В прошлом большинство людей также считало, что у человека есть долг и перед Землей, которую Бог ему вручил. Вот эти высшие вопросы хозяйственной деятельности (наиболее глубоко они были освещены в книге С. Н. Булгакова'«Философия хозяйства». М., 1912) совершенно выпали из поля зрения Маркса, а за ним — и из нашего поля зрения, что придало нашей экономике сугубо эмпирический, торгашеско-предпринимательский и даже хищнический характер.
Подробный анализ философии Маркса не входит в мою задачу и .невозможен в рамках данной книги, но одну ее сторону нельзя не отметить: это — уход от вопроса о смысле жизни. Давно известен афоризм: «Нужно не жить для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить». Русские мыслители, в частности Вл. Соловьев, считали, что у человека есть высшие цели бытия (например, у православного — обожание), а производство материальных благ — лишь средство для их достижения, поэтому по сравнению с ними экономические отношения надо считать второстепенными. Маркс, поставивший экономические отношения в основу всего, тем самым действительно совершил переворот в науке, но вопрос в том, пошел ли ,ей на пользу такой переворот или же он увел ее (и людей, принявших эту теорию) в сторону от главной цели? Выдвижение Марксом второстепенного фактора (экономические отношения) на первый план — это такой же типичный пример редукционизма, как и сведение всей культуры к подавлению полового чувства в психоанализе Фрейда.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...