Об интеллигентности
Правда, дань поискам интеллигентности отдали и некоторые писатели-правдолюбцы. Вот отрывок из рассуждений Василия Макаровича Шукшина о подлинной интеллигентности: интеллигентный человек — это «неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется — для созвучия — «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: «Что есть правда?», гордость... и — сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном человеке, — он интеллигент. Но и это не все. Интеллигент знает, что интеллигентность — не самоцель».
Размышляя над «вечными вопросами» человеческого бытия, Шукшин, остро переживавший свое новое положение человека, который оторвался от деревни, от почвы, но и не принял того, что деногие горожане почитают высшими ценностями, пришел к выводу: «Нравственность есть Правда» — и эту правду всегда знает народ. А стремление к народной правде — это уже совсем иное направление поисков смысла жизни, нежели стремление к воспитанию интеллигентности.
Федор Абрамов считал долгом интеллигенции просвещать народ, именно для того она и создана. Но насколько готовы интеллигенты к роли просветителей народа? Сам писатель спрашивал себя: «С чем же все-таки я пришел к своему шестидесятилетию? Чему я поклоняюсь? Какая моя вера? Что больше я ценю в своей жизни? И от чего получал радости больше всего?» И так отвечал себе: «Работа! Работа!»
Несколько странная вера, ставящая работу в качестве высшей ценности, словно человек — это рабочая лошадь. И, конечно, правы рабочие из рассказа писателя «Завет отца», обращавшиеся к интеллигентам с такими словами: «Ну мы, мужики, топорной работы, а вы-то, ученые, из-под фуганка. Так шлифуйте нас». А способны ли отшлифовать свой народ интеллигенты, для которых высшая ценность — работа? Правда, в своих художественных произведениях Ф. Абрамов ближе подходил к истине (особенно в рассказах «Сказание о великом коммунаре» и «Из колена Аввакумова»), но четкой концепции интеллигентности, которую можно было бы противопоставить мурлыканью интеллигентствующих элитариев, он не сформулировал. И вообще советская литература, по-моему, в этом вопросе сделала большой шаг назад по сравнению с литературой прошлого века, например, с очерком Глеба Успенского «Крестьянин и крестьянский труд», в котором интеллигентность и народность неразрывно связывались и в высшем своем синтезе составляли святость.
Писатель рассуждал: «.. .насчет сердца человеческого: один дерет с другого шкуру — и не чувствует; ему довольно знать, что нельзя иначе... А другой, и издали глядя на это зрелище, не только сам ощущает боль сдираемой кожи, не только чувствует страдание обдираемого человека, но имеет даже дерзость считать этот неизбежный акт возмутительным и жестоким, имеет даже дерзость закричать издали: «Что вы делаете, проклятые!» — хоть и знает, что они не виноваты.
Человек с таким сердцем, с таким чувством и чувствительностью и есть, как мы думаем, человек интеллигентный. И такой человек всегда был, присутствовал в самой среде народной массы, работал в ней не во имя звериной, лесной правды, а во имя высшей божеской справедливости. Наши интеллигентные прародители были так умны, знали, должно быть, так хорошо народную массу, что для общего блага ввели в нее «христианство», то есть взяли последнее слово, и притом самое лучшее, до чего дожило человечество веками страданий. И слово это, проповедовавшее высшую степень самоотречения, они не побоялись внести в среду людей, которые «звериным обычаем живяху». Общество, которое жило таким образом, очевидно, было вовсе не приготовлено к восприятию такой непривычной новизны; ему бы, если верить нынешним нашим руководителям, надобно было пережить весь смрад развалившегося мира, прежде чем вкусить христианство. Но наши прародители, повторяем, знали свой народ, хотели ему добра и, как люди, которые сами близко жили к природе, знали, что такое значит жить «звериным обычаем», — знали, что звериному обычаю незачем переживать всевозможные благообразные изменения этого обычая, раз уж есть нечто лучшее, высшее всего этого зверинского благообразия. Они взяли то лучшее, что только выстрадало человеческое сердце, взяли христианство, и притом в самом строгом, не подслащенном виде... Теперь мы роемся в каком-то старом национальном и европейском хламе, в национальных и европейских мусорных ямах...»



20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...