Книга на стол | |||||||||||
|
Протестант Кант А протестант Кант в соответствии с догматами своей веры ухитрился создать такую систему, в которой Бог вроде бы есть (этим она неприемлема для материалистов), — это любовь, и в то же время Его как бы нет (что делает ее неприемлемой для последовательных идеалистов), и на Его помощь человеку рассчитывать не приходится. Верить в будущую вечную жизнь необходимо, но что это такое — неясно. Церковь нужна, но это — не единство Пресвятой Троицы, ангельских чинов, усопших святых и всех ныне живущих верующих, а этическая община. Христианство выше и нравственнее иудаизма, но оно существует как бы без Христа. А раз на искупительную жертву Христа и Его помощь рассчитывать не следует, то человеку в его нравственном совершенствовании приходится полагаться только на самого себя, свою волю. В связи с этой жизненной установкой Канта мне всякий раз вспоминается немец — герой рассказа Н, С. Лескова «Железная воля». Ну, а когда природу покоряют люди с «железной волей», да еще каждый из них по-своему понимает счастье (а именно оно, по Канту, есть конечная цель человеческого рода), гармонические отношения человека и природы вряд ли возможны. У такого человека есть долг перед своей совестью (следовательно, критерий нравственности у каждого свой), но нет долга перед Богом, мирозданием, природой. Индивидуализм западноевропейского человека, обусловленный всей предшествующей историей Западной Европы, и протестантское жизнепонимание наложили неизгладимый отпечаток на философию Канта.
|