Книга на стол | |||||||||||
|
Проблема свободы То, что Киреевский смотрел на проблему свободы и народного просвещения иначе, чем Гершензон, очевидно, но считать его сочинения первоисточником «русской неправды» было бы несправедливо. Просто их надо читать так, как они написаны, а не с шовинистической или национально-нигилистической устремленностью. Повторяю, Киреевский нигде не утверждал превосходство -русского человека над западноевропейцем, основанное только на том, что он русский. У него речь идет о другом. И в России, и на Западе люди бывали разные, история и тут и там изобиловала сценами, отнюдь не свидетельствовавшими о высокой нравственности человеческого общества. Просто Киреевский одним из первых подметил те существенные различия в миропонимании и истории Запада и Востока, которые определили понимание блага, идеала, нормы. Отступлений от идеала всегда неизмеримо больше, чем соответствий ему (а полное соответствие вообще при жизни человека невозможно). Но уже само различие в идеалах предопределяет и существенные различия во внутреннем мире, устремленности и поступках людей, принадлежащих к разным национальным культурам, что мы, кажется, только еще начинаем осознавать.
|