Филоофские системы

Фейербах же, отвергнув божественность Христа, поклонился абстрактному человечеству, которое в эмпирическом своем существовании вовсе не едино. Он не смог, например, объяснить идею почитания умерших, непосредственно связанную с идеей бессмертия и без нее непонятную: «Они были, а теперь их нет, ничего не осталось от их страданий, сердечных мук, борений и отчаяний. Эти люди унавозили собой будущую гармонию, поработали для нас, и пусть в мире гниют их кости» — это не карикатура, «ведь, • действительно, для позитивизма нет и не может быть иного отношения к прошлому человечеству, — абстракцию и призрак былого любить нельзя... Нет, не нужно лукавить: современное человечество рассматривается как цель, а все предыдущие поколения суть только средства для него. Но ведь и будущие поколения представляют собой тоже туманность, в которой глаз не различает ничего определенного. Можно предположить, что они будут с таким же равнодушным презрением относиться к прошлому человечеству, как и мы, и нас рассматривать в качестве исторического навоза так же точно, как и мы рассматриваем своих предков»-, даже если «перепрыгнут» благополучно (если верить современным пророкам) из царства необходимости в царство свободы. А мы еще удивляемся, откуда такое равнодушие к памятникам истории и культуры!
«Величайшая ложь позитивизма вообще и фейербаховского в частности заключается в его утверждении, что человек смертен, конечен и ограничен, человечество же бессмертно и способно к безграничному усовершенствованию». Если душа бессмертна, то все человечество соединится в «будущем веке» после всеобщего воскрешения. Если же душа не бессмертна, то человечество распадается на поколения, чередующиеся, как волны, и, как волны, взаимно чуждые. Таким образом, реальное наполнение формулы Фейербаха «человек человеку — Бог» может быть только таково: бог для меня — мои современники, мои друзья, враги, знакомые и незнакомые. «Можно поздравить с таким божеством и с такой религией», — саркастически .замечает Булгаков. Фейербах явился выразителем идеологии гуманизма, противопоставившего себя христианству и зашедшего в безысходный тупик.
Критику Булгаковым материализма Фейербаха можно было бы довести до принципиального вывода: вообще последовательно проводимый материализм неизбежно приводит к мертвой и аморальной системе. Ведь если нет загробной жизни, то зряшни все наши хлопоты о достойных похоронах, гражданские панихиды с проникновенными словами («спи спокойно, дорогой товарищ!..»), обращенными к покойному, которого уже нет, установка монументов на могилах и пр. Материализм требует прагматического подхода: умер человек, его уже «нет, и надо утилизовать его останки: например, кожу — на галантерейную фабрику, мясо — на консервы для свиней, кости — на костную муку и пр. Но так как подобный подход, проявись он откровенно, отвратил бы людей своей бесчеловечностью, материалистам приходится вводить в свою систему посторонние для нее моральные ценности, неизвестно откуда взявшиеся, вплоть до так называемых общечеловеческих, которые вообще немыслимы без веры в Бога и в вечную жизнь души. Поэтому материалистические философские системы неизбежно эклектичны.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...