Подготовка конкурсного предложения

Подготовка конкурсного предложения является одним из самых важных этапов работы поставщика. Необходимо тщательно изучить все требования конкурсной документации, в первую очередь — технические спецификации. Готовя предложение, следует учитывать все указанные критерии отбора победителя: часто минимальная цена предложения является далеко не единственным, а иногда — и не самым важным показателем. Значение при оценке предложений могут иметь также расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт продукции, сроки доставки товаров, завершения работ или предоставления услуг, функциональные характеристики продукции, графики поставок и платежей и т. д. Предложение оформляется в полном соответствии с требованиями конкурсной документации, причем следует уделить должное внимание формальным требованиям — парафированию и подписанию листов предложения лицом, имеющим право подписи (причем это право должно быть подтверждено соответствующим документом), постановке в требуемых местах печати, подписанию конвертов и т.п.

Нарушения в оформлении, например отсутствие подписи на некоторых документах, могут послужить формальной причиной отклонения предложения. Вносить какие-либо изменения в формы, содержащиеся в конкурсной документации, например в форму банковской гарантии, также недопустимо. В крайнем случае, если такие изменения критически необходимы, следует обратиться с соответствующим запросом к организатору конкурса. Когда какой-то момент не ясен, также следует направить вопрос организатору конкурса в письменной форме. Он обязан дать на него ответ в разумные сроки. Хотя, как показывает практика, не всегда этот ответ получается внятным и удовлетворительным.

Если вопрос существенный, вопрос и ответ должны быть разосланы всем участникам конкурса (без указания авторства вопроса). Возможны внесение организатором конкурса изменений в конкурсную документацию и продление срока подачи предложений. В этом случае все участники конкурса также должны быть извещены. В приглашении к участию в конкурсных торгах, а также в конкурсной документации указываются место подачи и вскрытия предложений, соответствующие дата и время. Предложения, поступившие к организатору конкурса позже установленного срока (даже если речь идет о нескольких минутах), вне зависимости от причин опоздания, возвращаются без вскрытия и, соответственно, к участию в конкурсе не допускаются. Обращаясь к примерам из практики, отметим, что иногда организатор конкурса идет навстречу «запоздавшим», однако это является грубым нарушением действующего законодательства. Обычно требуется представить в составе конкурсной заявки оригинал и несколько копий предложения (копии нужны для удобства работы членов оценочной комиссии, а не для сверки спорных моментов оригинала). Причем речь идет о полной копии предложения, со всеми подписями и печатями, а не простой ксерокопии. Если согласно требованиям конкурсной документации копии подаются в отдельных пакетах (конвертах), число поданных пакетов должно отмечаться в журнале регистрации и расписке.

Как правило, время завершения подачи предложений и процедура вскрытия разделяются несколькими минутами, редко — днями. Во втором случае велика вероятность нарушений со стороны организатора конкурса (предварительное ознакомление с предложениями, допуск опоздавших предложений и т. п.). Хотя формально это делает конкурс более справедливым для претендентов, направивших предложение почтой. На процедуре вскрытия имеют право присутствовать представители всех компаний, подавших конкурсные предложения. Если организатор торгов препятствует реализации данного права, проведение конкурса может быть оспорено. После вскрытия предложений оглашается информация о поставщиках, предложенных ими ценах, а также иная информация, которую организатор торгов сочтет нужным довести до сведения присутствующих и занести в протокол. Следует помнить, что минимальная цена, прозвучавшая на вскрытии, вовсе не означает, что предложивший ее поставщик станет победителем конкурсных торгов. Ведь в ходе проведения процедуры оценки часто учитываются и другие условия. К тому же возможны арифметические ошибки, различного рода скидки в предложениях конкурентов и т. п. Участники конкурса, не сумевшие посетить процедуру вскрытия, имеют право получить выдержку из протокола, содержащую оглашавшуюся при вскрытии информацию.

Этап оценки конкурсных предложений зачастую становится камнем преткновения для многих госзаказчиков. Российское законодательство говорит лишь о том, что победителем должно быть признано предложение, содержащее лучшие условия поставок товаров (работ, услуг). Теоретически эти условия должны определяться в конкурсной документации, равно как и сам механизм оценки. Однако на практике в документации часто приводятся лишь общие критерии — «цена, качество, условия поставки» не только без детализации, но даже без указания их значимости. Поэтому этап оценки является одним из наиболее удобных для недобросовестного организатора конкурса способов для того, чтобы выбрать «нужного» поставщика, иногда даже при формальном соблюдении существующего законодательства. В соответствии с методологией, оценка конкурсных предложений обычно проводится в три этапа. На первом проверяется соблюдение формальных требований, изложенных в конкурсной документации. В ходе такого предварительного рассмотрения проверяются соответствие оформления предложения требованиям конкурсной документации, наличие и действительность необходимых документов (справки, сертификаты, банковская гарантия и т. п.), проверяются полномочия лица, подписавшего предложение, законченность и целостность предложения, наличие ошибок в расчетах. На втором этапе проходят детальное рассмотрение предложения на предмет соответствия требованиям по существу — отвечает ли предлагаемая продукция техническим требованиям, соблюдаются ли графики поставок и платежей, требования по послепродажному обслуживанию, запчастям. При закупке сложных работ проводится техническая и экономическая экспертиза. При анализе цены предложения оцениваются все ее составляющие, включая транспортировку, стоимость запчастей и комплектующих, эксплуатационные расходы и расходы по техобслуживанию, установке, обучению, а также соответствующие налоги и сборы.

Иногда используются различные модификаторы цены. Например, конкурсная документация может допускать нарушение графика поставок, однако при его несоблюдении за каждую неделю задержки (а иногда и опережения) цена предложения увеличивается на определенный процент, скажем, 1%. Подобные модификаторы используются только в целях оценки и не влияют на цену контракта.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...