Книга на стол | |||||||||||
|
Конкурсная документация
Условия участия в конкурсе, требования к поставляемым товарам, работам и услугам и процедура определения победителя должны быть описаны в конкурсной документации. Согласно 97-ФЗ конкурсная документация должна содержать:
инструкции о подготовке заявок на участие в открытом конкурсе;
Конкурсная документация обычно состоит из следующих разделов:
Раздел I.
Приглашение к подаче предложения (содержит краткую информацию о закупке, повторяя и уточняя содержание опубликованного приглашения к участию в конкурсе).
Раздел II.
Инструкции для участников торгов (определяют «правила игры» — в каком виде подается и как оформляется предложение, каковы требования к претендентам и критерии определения победителя).
Раздел III.
Информационная карта конкурсного предложения (детально описывает закупку, конкретизируя положения раздела II).
Раздел IV.
Общие условия контракта (содержит общие формулировки).
Раздел V.
Специальные условия контракта (уточняет раздел IV применительно к конкретной закупке).
Раздел VI.
Заказ на поставку (описание закупаемой продукции, работ или услуг). Раздел VII.
Технические спецификации (конкретизация требований к предмету торгов).
Раздел VIII.
Образцы форм (бланки конкурсной заявки, банковской гарантии и т.п.)
Иногда разделы V и VI заменяют одним — «Проект государственного контракта». Более того, такое объединение гораздо более соответствует отечественной договорной практике.
Работа поставщика по участию в конкретном конкурсе начинается в тот момент, когда публикуется приглашение.
Согласно Федеральному закону 97-ФЗ, приглашение к участию в конкурсе должно быть опубликовано в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которым является информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги». Проведение открытых конкурсных торгов без подобной публикации может быть опротестовано в судебном порядке. Причем прецеденты уже есть!
Правда, при этом, в соответствии с арбитражным законодательством, необходимо обосновать факт нарушения прав. Например, если поставщик успел подать предложение, шансы на отмену конкурса на данном основании не слишком велики, так как никаких преимуществ его конкуренты не получили.
В настоящее время госзаказчики публикуют в бюллетене лишь порядка 15% приглашений к участию в торгах.
Приглашение содержит информацию:
о наименовании и об адресе организатора открытого конкурса;
Как показывает опыт, все вышеперечисленные моменты нарушались организаторами торгов многократно. К сожалению, Минэкономразвития не имеет «карательных» функций и может лишь указать нарушителю на выявленную проблему, направив формальное предписание устранить нарушение, а также поднять этот вопрос позднее, на заседании Правительства.
Рассмотрим в качестве примера два приглашения к участию в конкурсе, опубликованные в бюллетене «Конкурсные торги» 9 сентября 2002 г.
Следует ли опротестовывать такие конкурсы — вопрос бизнес-практики каждого конкретного поставщика. Некоторые считают, что даже исход разбирательства в их пользу нанесет урон деловой репутации (создаст имидж «склочников»). Кроме того, ни для кого не секрет, что многое зависит от личных взаимоотношений поставщика и заказчика, которые судебное разбирательство может сильно усложнить.
Подходы заказчиков к подобным ситуациям также неоднозначны. Некоторые относятся к участникам конкурса, активно отстаивающим свои нарушенные права, с пониманием. Другие (их, к сожалению, большинство) воспринимают факт жалобы или судебного иска как личное оскорбление и в будущем всячески противятся участию в своих закупках поставщиков, попавших в «черный список».
Но в любом случае нужно быть готовым к тому, что, если предложение вашей компании окажется победителем в конкурсе, проведенном с нарушениями, возможно, конкуренты решат добиться отмены этих результатов.
Часто организатор конкурса устанавливает плату за конкурсную документацию. Она не должна превышать расходов на тиражирование и доставку, однако из-за двусмысленности формулировки в законе («плата не должна превышать расходы организатора на изготовление и доставку документации») в эту сумму иногда включаются и расходы на разработку. В результате стоимость пакета документации оказывается довольно высокой.
Например, такие ситуации наблюдаются при организации закупок Министерства обороны Российской Федерации. Хотя бывают и противоположные примеры — случаи бесплатного предоставления конкурсной документации, в частности — в электронном виде. Однако указанная расплывчатость формулировок не позволяет рассматривать заказчика, «торгующего» конкурсной документацией, в качестве нарушителя закона.
Как ни странно, еще на этапе получения конкурсной документации у некоторых поставщиков возникают затруднения.
Во-первых, документация, как правило, приобретается за безналичный расчет. Соответственно, требуется время на внутреннее согласование в фирме (руководство, финансовый отдел и т. д.), совершение платежа, поступление денег на счет организатора торгов. Тем самым из отведенного на подготовку конкурсного предложения срока, часто и без того весьма ограниченного, теряется несколько дней.
|