«Скользкие» места в законе

К числу «скользких» мест закона можно отнести: новации в терминологии (например, неоправданное разделение заявки на участие и конкурсного предложения);
некорректное использование процедур (например, проведение двухэтапного конкурса при отсутствии или отклонении всех заявок);
нарушение принципов открытости и равноправия (региональные преференции, внеконкурсные закупки у выигравшего ранее поставщика);
наконец, просто ошибочные формулировки (например, организатор обязан ответить на любой запрос о разъяснении конкурсной документации, полученной до истечения срока представления конкурсных заявок, — даже за минуту, при этом в сроки, позволяющие поставщику своевременно представить конкурсную заявку).

Эти примеры не исчерпывают перечень допущенных законодателями неточностей. Еще больше проблем возникает непосредственно при проведении закупок, в ходе которых часто нарушаются не только местное законодательство, но и Гражданский кодекс. Схожие проблемы существуют и во многих других регионах. Прием случаи формального проведения (или вовсе игнорирования) конкурсов и закупки продукции по ценам выше среднерыночных достаточно часты. В любом случае, при участии в муниципальных закупках поставщику следует тщательно изучить законодательство и практику местных закупок, а по возможности — заручиться поддержкой местных партнеров и администрации. В то же время у местных властей имеется возможность внедрять современные методы организации закупок без оглядок на федеральный центр. В некоторых регионах, например, уже проводят закупки при помощи электронных торгов.

Первое, что следует определить для себя поставщику, — есть ли смысл вообще участвовать в том или ином конкурсе. Принимая решение, нужно тщательно оценить как свои внутренние ресурсы, так и специфику конкурса и государственного заказчика. Причем анализировать целесообразно весь спектр информации, имеющей отношение к данному вопросу. Так, нарушения законодательства в опубликованном объявлении (например, меньшие сроки подачи предложения), информация о наличии проблем с выполнением обязательств заказчиком ранее, недостаточное владение методикой организации госзакупок представителей заказчика, подозрительное однообразие победителей (или учредителей этих фирм) в проводимых заказчиком конкурсах — все это может послужить серьезным основанием для размышления. Следующий этап — подготовка конкурсного предложения. Приняв решение участвовать в конкурсе, следует взять для себя как аксиому обязательность следования всем требованиям конкурсной документации. Если конкурсная документация не содержит исчерпывающих ответов на вопросы, возникающие в ходе подготовки предложения, необходимо направить их в письменной форме организатору торгов. В таком запросе желательно по возможности указать номер соответствующего пункта или страницу конкурсной документации. Задавая свой вопрос, не стоит забывать о том, что все существенные вопросы и ответы на них (без указания автора вопроса) заказчик должен разослать всем участникам торгов.

Если в конкурсной документации не указано, какими справками или иными документами подтверждается соответствие поставщика тем или иным требованиям, следует направить письменный запрос с просьбой уточнить, в какой форме и кем они должны быть выданы. Заявка должна подписываться только правомочным лицом — имеющим право подписи. Как правило, это руководитель фирмы (обычно организатор конкурса проверяет правомочность по прилагаемым участником конкурса уставным документам). Если документы подписывает иное лицо, то должна прилагаться доверенность. Например, если директор согласно Уставу имеет право подписи «в пределах» 1 млн. руб., то подписывать конкурсное предложение на 1,5 млн. руб. следует не ему, а лицу, имеющему на это право, — Председателю совета директоров. Некоторые государственные заказчики могут потребовать приложения протокола собрания акционеров о назначении на пост руководителя фирмы. Иногда достаточно приложения справки, выписанной и заверенной самим поставщиком. Доверенность может потребоваться также для подачи предложения (редко) и для участия в процедуре вскрытия (очень часто). Полный перечень ошибок организаторов торгов, совершенных в ходе закупок, потянет на толстенный фолиант, а, вероятно, и на многотомник. Иногда эти нарушения грубы и очевидны, реже — настолько завуалированы, что практически недоказуемы. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Волгоградской области извещения о проведении конкурсных торгов в средствах массовой информации не публиковались, процедура вскрытия конвертов с заявками конкурсной комиссией не осуществлялась, решения о выборе поставщика в средствах массовой информации не публиковались. С указанными нарушениями за счет средств федерального бюджета были размещены заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму 4676,2 тыс. рублей.

Включение в конкурсную документацию некорректных или ошибочных технических спецификаций (именно так иногда проводят конкурс под предложение конкретного поставщика);
сокрытие информации (нарушение сроков публикации приглашения к участию в торгах, предоставление неполного комплекта конкурсной документации, заблаговременное предоставление конкурсной документации одному из поставщиков);
занижение срока подготовки конкурсных предложений (менее 45 дней для федеральных и региональных закупок, 30 — для муниципальных);
завышение стоимости конкурсной документации (в целях окупить не только расходы на ее тиражирование и доставку, но и разработку, а также проведение конкурса);
двусмысленные формулировки и неконкретность в конкурсной документации (особенно в критериях определения победителя);
включение избыточных требований (например, неоправданное завышение квалификационных требований и введение искусственных ограничений);
нарушения правил торгов, указанных в конкурсной документации (в том числе — использование при оценке предложений критериев, не предусмотренных конкурсной документацией);
внесение существенных изменений в условия контракта после завершения торгов.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...