Модификация балльного метода

Все используемые критерии должны делиться на две категории — критичные (обязательные) и некритичные (желательные). При отсутствии информации или существенных отклонениях от требований конкурсной документации некритических критериев возможно дальнейшее рассмотрение предложения (с соответствующим увеличением его оценочной стоимости). При отсутствии информации или несоответствиях требованиям по критичному критерию предложение должно однозначно отклоняться. Таким образом, удается сгладить последствия от возможного эффекта компенсации, когда предложение, неудовлетворительное по ряду важных критериев, оказывается победителем по суммарной оценке за счет завышенных значений второстепенных критериев.

Данная методика может применяться даже в случае, когда система критериев изначально четко не установлена. Таким образом, алгоритм действий при использовании модифицированного балльного метода следующий. Определение оцениваемых критериев (требований) 1.1. Определяются требования к закупаемой продукции (работам, услугам). 1.2. На основе этих требований формулируется перечень оцениваемых критериев. 2. Определение значимости критериев 2.1. Определяется, выполнение каких сформулированных выше критериев является обязательным, а каких — желательным. 2.2. Определяется значимость (удельный вес) каждого критерия (вес каждого критерия оценивается экспертом на основе результатов исследования, полученных на первом этапе, или нормативов/стандартов — в случае их наличия). 3. Оценка предложений 3.1. Проверяется соответствие предложений обязательным критериям. При несоответствии предложение отклоняется без дальнейшего рассмотрения (каждый критерий оценивается по 10-балльной шкале. Оценка ниже 5 баллов— неудовлетворительная). 3.2. Оценивается каждое из оставшихся предложений (оценки от 1 до 10 по каждому из оцениваемых критериев). 3.3. Производится взвешенное суммирование (см. формулу в начале раздела). 4. Определение победителя 4.1. Если все предложения не соответствуют обязательным критериям, необходимо пересмотреть систему критериев и вернуться к пункту 2 либо отклонить все предложения. 4.2. Предложения ранжируются по результатам оценки. 4.3. Анализируется достоверность информации о лучшем предложении — насколько формальные показатели соответствуют реальным возможностям претендента. При низком уровне достоверности, особенно по обязательным критериям, предложение отклоняется, и рассматривается следующее по предпочтительности (процедура постквалификации).

Одним из возможных выходов является не нормирование относительно минимальной и максимальной величины анализируемого критерия, а сравнение показателей с «эталоном» — значением, установленным заказчиком на основе анализа предложения, существующего на данном рынке, или с результатами ранее проведенных закупок. В случае рассмотренной выше «умелости» участника конкурса интересы заказчика может защитить метод мягкого рейтинга, согласно которому предложения ранжируются при помощи балльной оценки, а потом из лучших (скажем, трех) предложений комиссия выбирает победителя по экспертной оценке ее членов. Пока подобный подход применяется достаточно редко (так, автору он встречался лишь в теоретических выкладках). В случае, когда оцениваемые критерии сложно формализовать (например, квалификация персонала поставщика), используется метод экспертно-балльной оценки, по которому легко формализуемые критерии (цена, финансовые показатели и т. п.) оцениваются аналогично методу балльной оценки, а остальные определяются в баллах экспертами. Этот метод менее «прозрачен», чем рассмотренные выше, кроме того, адекватная числовая оценка параметров конкурсных предложений в рамках утвержденного критерия иногда бывает довольно сложной. Например, в одном из конкурсов, в котором автору довелось быть консультантом, оценки разных экспертов по ряду критериев были практически диаметрально противоположными! Могут также использоваться и иные, более сложные методы оценки, такие, как метод анализа иерархий, однако к ним прибегают при сложных закупках, да и правильное применение таких методов под силу далеко не всем специалистам по госзакупкам. Поэтому чаще предпочтение отдается методам, рассмотренным в данном разделе. Обычно они работают достаточно хорошо, хотя иногда, при формальном использовании, все же возможны сбои. Что касается процедурных моментов данного этапа, то стоит упомянуть о том, что на стадии оценки контакты участников конкурса с его организатором разрешены только в случаях, когда последнему требуются разъяснения по тому или иному пункту конкурсного предложения.

Если предквалификационный отбор не проводился, организатор торгов должен быть уверен, что победитель конкурса сумеет выполнить условия контракта. Для этой цели проводится процедура подтверждения квалификации победителя, во многом аналогичная предквалификационной, но применительно лишь к одному участнику. В случае не подтверждения квалификации предложение отклоняется, и комиссия переходит к рассмотрению второго по выгодности предложения.




20.01.2010 08:01:12
Закупка фильтров для воды (видео)
Как выбрать фильтр для воды? Отличается ли по внешним признакам качественный фильтр от некачественного? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, если посмотреть следующее видео. Смотрите внимательно!
подробнее   >>>
 
14.01.2010 11:45:47
Собрание директоров
Сегодня состоялся очередной съезд директоров крупной торговой сети «Аквамарин экстра». Руководители собрались с целью обсуждения планов на ближайший квартал. Заседание длилось более двух часов. По обоюдному согласию руководителей планируется ...
подробнее   >>>
 
31.12.2009 00:36:03
Нефтепровод из Восточной Сибири
Продолжается строительство нефтепровода из Восточной Сибири. В следующем году проложат еще определенный участок данного проекта. А к 2014 году планируется полностью закончить данное строительство. Нефтепровод будет пролегать ...
подробнее   >>>
 


все новости...