Книга на стол | |||||||||||
|
Присуждение контракта Решение комиссии об определении победителя оформляется в виде протокола. Несмотря на то, что законодательство говорит об одном протоколе, на практике их обычно три — протокол вскрытия, протокол оценки и протокол о результатах конкурса. Часто на стадии определения победителя комиссия устанавливает формальный день и время проведения конкурса (чтобы соблюсти формальные требования законодательства). Именно в этот день между организатором конкурса и победителем подписывается протокол о результатах конкурса. Согласно действующему законодательству о госзакупках, организатор конкурса должен в трехдневный срок направить победителю соответствующее уведомление в письменной форме. Если победитель отказывается от подписания контракта, обеспечение его конкурсного предложения (обычно — банковская гарантия) удерживается в пользу заказчика, и повторяется процедура отбора уже применительно ко второму по выгодности предложению. Хотя протокол об определении победителя сам по себе имеет силу договора, обязательства сторон дополнительно оформляются в виде контракта. В основу будущего контракта ложится проект, представленный в конкурсной документации и дополненный условиями, изложенными в победившем предложении. Иногда в контракт вносятся несущественные изменения (внесение существенных изменений является нарушением законодательства). При сложных закупках, а также при отсутствии в конкурсной документации проекта контракта могут проводиться предконтрактные переговоры. Нередко конкурсная документация предусматривает и возможность изменения объемов поставки в пределах 10-15% в сторону увеличения или уменьшения. Это что касается теории. На практике встречаются случаи, когда госзаказчик предлагает совершенно иной контракт, а иногда и настаивает на изменении (в сторону понижения) цены, предложенной победителем. Все подобные «придумки» являются серьезными нарушениями законодательства и нередко могут быть успешно оспорены в судебном порядке. От победителя также потребуется гарантия выполнения контракта, а в некоторых случаях — гарантия на аванс. Чаще всего участники конкурса используют банковскую гарантию (ст. 368 ГК РФ), хотя законодательство и сложившаяся практика предусматривают и иные формы — поручительство (ст. 361 ГК РФ) и денежный залог (ст. 334 ГК РФ). Справедливости ради отметим, что эти способы для российской практики госзакупок являются скорее экзотикой, хотя механизм поручительства иногда встречается в муниципальных закупках. После подписания контракта все участники конкурса информируются о его результате (на практике — не автоматически, а по их письменному обращению), и им возвращается обеспечение. Результаты должны публиковаться в бюллетене «Конкурсные торги», хотя и это правило выполняется не всегда. Помимо открытых торгов при закупках для государственных нужд используются: закрытые торги; Двухэтапные торги проводятся в случаях, когда заказчик не имеет возможности составить подробные технические спецификации товаров или работ, определить характеристики услуг и должен заблаговременно изучить предложения потенциальных поставщиков, а иногда и провести с ними предварительные переговоры. Этот способ также нередко выбирается при закупках НИОКР. На первом этапе участники конкурса представляют конкурсные предложения без указания цены. Заказчик может проводить переговоры с любым участником. В результате первого этапа в конкурсную документацию могут быть внесены изменения и дополнения. На втором этапе участники представляют измененные в соответствии с обновленной конкурсной документацией предложения, включая ценовую часть. Метод оценки предложений аналогичен процедуре, используемой в открытых торгах. Структура контракта(продолжение) | Образец заполнения обеспечения выполнения условий контракта
|